Сибирские огни, 1976, №12
когда осталось всего сто километров до полюса. Я бы. например, на его месте не вернулся. — Михаил Васильевич прав,— сказал, улыбаясь, Отто Юльевич,— вернуть его трудно, почти невозможно. Я бы тоже не вернулся. Не люблю я постучаться в дверь и не войти. Головин первым из советских летчи ков достиг Северного полюса. Когда он повернул обратно, погода резко испорти лась. Шесть часов не было Головина. И почти все это время Шмидт, заложив руки за спину, ссутулясь чуть больше обычного, молча ходил взад и вперед по радиорубке. Таковы были внешние при знаки его большого волнения». Головину чудом удалось вернуться на базу. Когда он подлетел к острову Ру дольфа, кончилось горючее, аэродром затянуло туманом. И тогда Павел при нял единственно верное решение — на правил машину к узкой и короткой по лосе песчаного пляжа неподалеку от полярной станции. Остановиться ему удалось всего в нескольких метрах от жилых домов. Наконец, 21 мая, по выражению Ше велева, «погода сжалилась» над ними. В воздух поднимается флагманская ма шина (командир — М. В. Водопьянов, флаг-штурман—И. Т. Спирин). На ее бор ту, кроме восьми человек экипажа,— четверка будущих хозяев Северного по люса, Шмидт и его старый друг кино оператор Марк Трояновский. После многочасового полета самолет пробива ет низкую облачность. И вот долгождан ная минута — они на полюсе! Но остальные три самолета ждут на базе вестей, а рация флагмана еще в по лете вышла из строя,, последняя радио грамма оборвалась на полуслове. И по тому на острове Рудольфа не знают их судьбы. Оборванная радиограмма слиш ком часто была в Арктике вестью о ги бели. Необходимо как можно быстрее нала дить рацию зимовщиков. Спешно выгру жается оборудование, ставится палатка, крепится антенна. Кренкель начинает выстукивать позывные. Но ответа нет — на базе ик не слышат. 12 часов бьется радист над своим передатчиком, пыта ясь наладить связь. И все это время Шмидт расхаживает по льду возле па латки. Кинокамера оператора Марка Трояновского сохранила для нас этот эпизод. Напряженное лицо Шмидта, ссутулившаяся спина, тяжелая походка. Он хорошо представляет, что творится в эти часы на базе экспедиции, на дру гих полярных станциях, в Москве. Мо жет, уже подняты в воздух, брошены на поиски самолеты. Но им не найти флагмана, пока не заговорит рация, по ка не будут переданы в эфир его коор динаты. А ведь посадка на лед одной машины — это лишь, начало. Нужно, чтобы все самолеты доставили сюда свой груз. Только тогда можно построить ла герь станции, обеспечить зимовщиков всем необходимым. Но Шмидт расхаживает возле палат ки молча. Волнение, лихорадочное бие ние мысли не отражаются на его лице. Он не взрывается, не кричит, не торо пит. Он, как всегда, сдержан. Только десяток шагов по скрипучему снегу в од ну сторону, десяток — в другую. Крен кель, его надежный товарищ по «Челюс кину», не хуже начальника понимает, как нужна сейчас радиосвязь. Все воз можное и невозможное он делает. И так двенадцать часов. Наконец, их услышали! Остров Ру дольфа сыплет в эфир торопливую от ветную морзянку. Шмидт обнимает из можденного, еле живого Кренкеля, а по том — спокойно и деловито опрашивает: — Они подождут, пока я напишу ра диограмму? — Конечно,— возбужденно выдыхает Кренкель,— конечно, они подождут. ...Первые дни на полюсе. Четырнад цать человек разгружают флагманскую машину, строят лагерь. А погода держит остальные самолеты на базе. Проходят сутки, двое, трое. Взлет невозможен. Ра ция флагмана поломана безнадежно, а ведь она должна была сработать как маяк — вывести в их точку три другие машийы. Аппаратура Кренкеля сконст руирована так, что заменить в этом ка честве самолетный передатчик не может. Значит, еще не ясно, -найдут ли путь на эту льдину командиры трех кораблей или нет. Главная задача экспедиции — снова под угрозой. И если самолеты не долетят, за это в полной мере отвечать ему — Шмидту. А время крутое. Нетруд но себе представить, как может отра зиться неуспех экспедиции на судьбе ее начальника. Кажется, чтобы выдержать все эти дни, когда нечеловеческим напряжением сил так много сделано, когда ты уже на полюсе, когда победа — вот она, рядом, в двух шагах, а все именно сейчас мо жет полететь в тартарары,— кажется, чтобы выдержать это, не хватит никако го мужества. Но Шмидт, как всегда, де ловит, собран, вежлив. Таскает вместе со всеми санки с грузами, обсуждает каждую деталь устройства станции, дает толковые советы, посмеивается над хо зяйственной сметкой хитрого «Митрича» (Папанина), сумевшего запихнуть в са молеты чуть не по полтонны лишнего груза. 25 мая Кренкель отправляет на остров Рудольфа радиограмму: «На полюсе установилась ясная погода, облака ухо дят на юг». Снова поднимаются в воздух разведчики. Они сообщают, что в двух стах километрах севернее базы — чистое небо. А остров по-прежнему затянут низкими облаками, уже в тридцати, со рока метрах от земли — серое месиво. Но Шевелев все же дает приказ о вылете. Ждать дольше невозможно: ведь изве стно — с начала июня по август на ост рове Рудольфа не бывает летной погоды.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2