Сибирские огни, 1976, №12

— Что ж — его теперь по головке гла­ дить? — Вы не волнуйтесь, Марк Иванович, я думаю, все получится хорошо. Головин сидел в компании летчиков, когда ему сказали, что Шмидт просит зайти. Павел встал, поправил гинастер- ку и, оглядев ребят, сказал: — Ну, все, парни! Не люблю, когда меня воспитывают. Можем прощаться. Пришлют вам из столицы нового развед­ чика, мальчика-паиньку. В маленьком домике на окраине Нарь­ ян-Мара, где расположилась экспедиция, перегородки между комнатками были тонкие, оттого любой разговор в повы­ шенных тонах становился общим до­ стоянием. Но из комнаты Шмидта ни одного слова слышно не было. Потому так и осталось тайной, о чем говорил их начальник с провинившимся пилотом. Доподлинно известно только, что через полчаса Головин вышел в общую ком­ нату, осторожно притворив за собой дверь. Удивленно оглядев летчиков, он сказал: — Ну, парни! Никогда не думал, что меня можно так культурненько высечь. Пилоты грохнули. — Нет, правда,— сказал Головин,— девять начальников куда подальше по­ сылал. Думал, сегодня юбилейный бу­ дет. Так нет же, сам снял штанишки, лег и просил: шлепайте еще. Вот это да! ...Через три дня пришло сообщение о том, что над Новой Землей и в районе острова Рудольфа погода улучшилась. Только над Печорским морем стояла сплошная облачность. Если ее удастся пробить, дорога к базе экспедиции от­ крыта. Шевелев послал Головина в раз­ ведку. Все самолеты были приведены в полную готовность и ждали сигнала к вылету. Павел долго молчал. После не­ давней «культурной порки» он особенно старался выполнить задание. Через два с половиной часа после вылета Головин сообщил по радио, что, несмотря на не­ сколько рискованных маневров, пробить облачность не удалось. Самолет начал обледеневать. Куски льда срывались с винтов и били по фюзеляжу. Ему был дан приказ немедленно возвращаться. Отяжелевшая машина плохо слушалась руля, посадить самолет удалось с боль­ шим трудом. На следующий' день — 12 апреля — ме­ теостанции сообщили, что обстановка над Печорским морем значительно улуч­ шилась. Разведка подтвердила: за сутки облачность сильно поредела. Был дан старт тяжелым кораблям. Но лед на Пе­ чоре к этому времени настолько раскис, что самолеты даже после трехкиломет­ рового разбега не могли набрать взлет­ ной скорости и не поднимались в воз­ дух. Терять времени было нельзя. Един­ ственный выход — срочно уменьшить вес машин. Но ведь на борту и так толь­ ко самое необходимое. Тогда приняли решение — вылить из баков по две тон­ ны горючего. На оставшемся топливе до острова Рудольфа уже не добраться. Но до Маточкина Шара — в центре Новой Земли, где устроен запасной аэродром и куда завезено несколько цистерн бен­ зина, долететь можно. Освобожденные от лишнего груза, ма­ шины взлетели легко. Поредевшую об­ лачность удалось пробить. На высоте 2000 метров самолеты выстроились в по­ ходном порядке. Маточкина Шара до­ стигли без приключений — стояла сол­ нечная безоблачная погода. Казалось, те­ перь и до острова Рудольфа добраться будет нетрудно. Долить баки — и ранним утром в путь. Однако .Новая Земля ре­ шила еще раз подтвердить свою дурную репутацию. Шевелев позднее вспоминал о тех зло­ ключениях, которые пришлось испытать экспедиции на Маточкином Шаре: «На следующий день подул порывистый за­ падный ветер, повалил густой снег. О вылете нечего было и думать... Ско­ рость ветра превышала 40 метров в се­ кунду, и у нас возникло опасение, как бы самолеты не вздумали лететь сами по себе, без нас. Все тросы, имевшиеся на само­ летах, все тросы, которые можно было найти... мы употребили на закрепление машин... Несмотря на это, самолеты вздрагивали, как на взлете...» Двое суток свирепствовал ураган. Ког­ да он, наконец, стих, с острова Рудольфа сообщили, что там аэродром затянуло ту­ маном. Ждать погоду пришлось до 18 ап­ реля. Только в этот день после тщатель­ но проведенной разведки удалось совер­ шить бросок к последней базе. Всего на перелет от Москвы до острова Рудольфа экспедиция затратила почти месяц. Но главное было впереди. Полет на полюс требовал особого сочетания погодных условий. Для достижения «верхушки планеты» требовался яркий солнечный день и совершенно чистое небо. Ведь нужно было не только выбрать ровное поле для посадки, но и точно установить свои координаты астрономическим путем. » 5 мая впервые синоптики сообщили об­ надеживающие новости. Погода над по­ люсом начала улучшаться. Павел Голо­ вин на своем «Р-6» немедленно вылетел в разведку. На базе экспедиции с нетерпением ждали от него вестей. «Каждые полчаса 1 Головин сообщал состояние погоды и свои координаты,— вспоминал командир отряда тяжелых кораблей М. В. Водопь­ янов.— Мы читали его донесения прямо из-под карандаша радиста. «Идем над сплошной облачностью высотой 2000 метров,— говорилось в одной из радио­ грамм.— До полюса осталось 100— 110 километров. Иду дальше». — Как дальше? — удивился флаг- штурман экспедиции И. Т. Спирин,— У него же не хватит горючего. Не луч­ ше ли вернуть его? — Горючего у него хватит,— возразил я.— Головин не без головы. А вернуть его, конечно, поздно. Попробуй верни,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2