Сибирские огни, 1976, №12
Амундсен, пролетевший в 1926 году огромное расстояние над Арктикой — вплоть до 88 параллели, сообщал неуте шительные новости: «Мы не видели ни одного годного для спуска места в тече ние всего нашего долгого пути от Свальд- барда до Аляски. Ни одного-единого! Наш совет таков: не летайте в глубь... ледяных полей, пока аэропланы не ста нут настолько совершенны, что можно будет не бояться вынужденного спуска». О запланированной посадке, по его мне нию, вообще не могло быть речи. Между тем американец Роберт Пири, первым достигший полюса на собаках, писал, что в центре Арктики не встре тил значительных торосов, а большую часть времени двигался по ровным ле дяным полям. Шмидт счел свидетельство Пири более надежным. Он рассуждал так. Торосы чаще всего образуются там, где ледяные поля встречают на своем пути препятст вия: берег материка, остров, севший на мель айсберг. В центре Арктики суши нет, а глубины велики. Значит, эти при чины исключаются. Иногда, правда, льдины начинают лезть друг на друга в том случае, если дрейфуют с разной скоростью под влиянием ветров разных направлений. Но одни ветры не в силах вздыбить торосами огромные площади ледяных полей. В результате торошение здесь, в районе полюса, по мнению Шмидта, «возникает реже и образует лишь отдельные валы, пересекающие пространства в общем ровного льда, со здавая некоторую аналогию с шахмат ной доской, где преобладают поля, и лишь небольшое пространство занято линиями границ полей». А значит — место для посадки можно найти. В конце 1935 года Шмидт представля ет в правительство разработанный под его руководством в Главсевморпути проект воздушной экспедиции на полюс. Ее цель — создание на льду Централь ной Арктики научного стационара, по добного береговым станциям, где будет проведен годичный цикл наблюдений. В то время ученые дружно сходились во мнении, что вершина планеты посто янно одета шапкой холодного воздуха — антициклоном, с которым связана ясная погода и маловетрие. А потому счита лось, что и лед здесь слабоподвижный. Значит, полярная станция за год далеко отойти от своего исходного места не должна. Скорее всего, льдина будет вра щаться вокруг полюса. Потому станция и мыслилась как годичный стационар. В феврале 1936 года проект экспеди ции был утвержден. Шмидта назначили ее начальником. Более года шла подготовка к полету. Наконец, 22 марта 1937 года экспеди ция — четыре основные машины и два самолета-разведчика,— вылетела из Мо сквы. Приходилось спешить, чтобы опе редить необычайно раннюю в тот год весну. До Нарьян-Мара добрались благо получно. Но здесь пришлось надолго за стрять. Следующий участок пути: Нарьян-Мар — Новая Земля — остров Рудольфа, где была устроена последняя база экспедиции,— самый трудный и ка верзный. Проходил день за днем, а нужной комбинации погодных условий не выпа дало. Весна же постепенно докатывалась и до Нарьян-Мара. Самолеты стояли на льду реки Печоры, и этот еще недавно надежный аэродром начал сдавать. Под тяжестью четырех перегруженных само летов, каждый из которых весил почти двадцать пять тонн, лед прогнулся. У лыж выступила вода. Пилоты ходили сонные и хмурые. Не все участники экспедиции одинако во переносили вынужденное безделье. Кое у кого начали сдавать нервы. Слу чилось ЧП. Местные власти сообщили Марку Ивановичу Шевелеву, заместите лю Шмидта по авиации, что один из его парней устроил в городе драку. Винов ника найти было нетрудно. Павел Голо вин, командир дальнего самолета-раз ведчика «Р-6», был слишком приметной фигурой — молодой парень, высоченный красавец. «Центнер мускулов» — говори ли про него пилоты. Это был человек довольно распространенного среди лет чиков тридцатых годов типа. Перво классный ас, лихой, рисковый, неутоми мый, веривший в свою удачу, он не умел и не хотел сидеть, ожидая «у моря пого ды». Задержка вылета бесила его, и вот однажды, гуляя по городу, он нашел вы ход своему раздражению — из-за пу стячного спора основательно намял бока подвернувшимся под руку нарьян-мар ским парням. Шевелев пришел в ярость. Сообщив Шмидту о происшествии, грозно доба вил: — Так с ним поговорю — котенком станет. • Ответ он услышал столь необычный для Шмидта, что и теперь, через сорок лет, его помнит. — Извините, Марк Иванович,— улыба ясь, сказал Шмидт,— но если позволите, я с ним поговорю сам. — Вы? — переспросил Шевелев. Он знал привычку Шмидта не влезать в мелкие дела, полностью доверяя их своим помощникам. Это был стиль ра боты, который начальник Главсевмор пути старательно проводил в управле нии, постоянно пропагандировал на всех собраниях, требовал, чтоб так же рабо тали и другие руководители. И вот те перь он сам нарушал собственную тра дицию. — Понимаете, Марк Иванович,— пояс нил Шмидт,— вас все полярные летчики и так боятся. Сейчас же вы еще раздра жены. А Головин — человек самолюби вый. В общем, мало ли как повернется разговор... Ну, а нам еще лететь и ле теть. Надо, чтобы у всех было хорошее настроение. У Головина — особенно. Ведь вы же прекрасно знаете, как все мы зависим от разведки.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2