Сибирские огни, 1976, №12

Игорь Дуэль » КАЖДОЙ ГРАНЬЮ Документальная повесть К вершине планеты Никогда еще люди не выбирали себе места для жилья таким странным спо­ собом. Самолет кружил надо льдами, пе­ реваливаясь с крыла на крыло. А Шмидт и Водопьянов, до боли напрягая глаза, всматривались в безжизненное прост­ ранство внизу. Наконец, они увидели то, что сейчас было им совершенно необхо­ димо: ровную площадку. Шмидт тронул Водопьянова за плечо, что-то прокричал ему на ухо. Командир корабля слов не услышал, но кивнул — все и так было понятно: он тоже разглядел лишенное торосов поле и повел машину на сни­ жение. Под ними был Северный полюс. О событиях того дня — 21 мая 1937 го­ да — Шмидт позднее рассказывал: «Ког­ да наш самолет пробил облачность..., мы, конечно, не знали, что увидим внизу. И эти минуты, пока мы не знали, идет ли облачность до самого льда или остав­ ляет нам промежуток для ориентировки, были самыми драматическими... Но ока­ залось, что облачность кончилась между 500 и 560 м высоты, так что мы, выйдя на 500 м из облаков, увидели картину, которая могла нас только обрадовать. Огромная льдина, небольшие трещины, в одном месте полынья, маленькое озе­ ро... Самолет был посажен мастерски, остановился без толчков, люди высыпа­ ли с возгласами: «Мы на полюсе..!» Ес­ тественно. что мы обнялись, поцелова­ лись, и первым нашим движением ^было провозгласить «ура» во славу нашей Ро­ дины...» Мечта о достижении Северного полюса зародилась у Шмидта еще в первой экс­ педиции на «Седове». Но тогда это была только мечта, неясная тяга романтиче- Окончание. Начало в № 10—11. оки настроенного путешественника «в туманные дали». Однако шло время, и проникновение в центр Арктики стано­ вилось насущной задачей. Сведения, ко­ торые давали уже многочисленные к середине тридцатых годов полярные станции, разбросанные по побережьям и по арктическим островам, не только проясняли картину жизни льда, но и ста­ вили множество вопросов. Для того, что­ бы разрешить их, нужно было последо­ вательно и в течение долгого времени изучать природные условия в районе са­ мого полюса. Без этого невозможно было снабжать надежными прогнозами трас­ су Полярного Турксиба. Но как добраться до полюса? Опыт плавания в прибрежных морях ясно по­ казал: возможности судов, даже наибо­ лее мощных, ограниченны; многослой­ ный толстый лед Центрального бассей­ на им был явно не по зубам. О походе на собаках тоже нечего было и думать. Наука к тому времени обзаве­ лась множеством громоздких приборов. Для стационарной станции на арктиче­ ском льду требовался большой набор ле­ бедок, вертушек, радиоаппаратуры, тер­ мометров, батометров, шаров-пилотов. Собачьим упряжкам явно не под силу везти такой груз. Оставалось одно — авиация. После че­ люскинской эпопеи мысль об использо­ вании самолетов для экспедиции на полюс захватила многих полярников. Шмидт говорил, что в те дни «все мы стали маньяками авиации». Однако возможность посадить на лед большие, тяжело груженные машины все же вызывала сомнения. Конечно, толстый лед у полюса должен выдер­ жать их вес. Но кто знает, есть ли там •достаточно большие, ровные поля, не­ обходимые для взлета и посадки? Сведе­ ния на этот счет были противоречивые.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2