Сибирские огни, 1976, №12
Игорь Дуэль » КАЖДОЙ ГРАНЬЮ Документальная повесть К вершине планеты Никогда еще люди не выбирали себе места для жилья таким странным спо собом. Самолет кружил надо льдами, пе реваливаясь с крыла на крыло. А Шмидт и Водопьянов, до боли напрягая глаза, всматривались в безжизненное прост ранство внизу. Наконец, они увидели то, что сейчас было им совершенно необхо димо: ровную площадку. Шмидт тронул Водопьянова за плечо, что-то прокричал ему на ухо. Командир корабля слов не услышал, но кивнул — все и так было понятно: он тоже разглядел лишенное торосов поле и повел машину на сни жение. Под ними был Северный полюс. О событиях того дня — 21 мая 1937 го да — Шмидт позднее рассказывал: «Ког да наш самолет пробил облачность..., мы, конечно, не знали, что увидим внизу. И эти минуты, пока мы не знали, идет ли облачность до самого льда или остав ляет нам промежуток для ориентировки, были самыми драматическими... Но ока залось, что облачность кончилась между 500 и 560 м высоты, так что мы, выйдя на 500 м из облаков, увидели картину, которая могла нас только обрадовать. Огромная льдина, небольшие трещины, в одном месте полынья, маленькое озе ро... Самолет был посажен мастерски, остановился без толчков, люди высыпа ли с возгласами: «Мы на полюсе..!» Ес тественно. что мы обнялись, поцелова лись, и первым нашим движением ^было провозгласить «ура» во славу нашей Ро дины...» Мечта о достижении Северного полюса зародилась у Шмидта еще в первой экс педиции на «Седове». Но тогда это была только мечта, неясная тяга романтиче- Окончание. Начало в № 10—11. оки настроенного путешественника «в туманные дали». Однако шло время, и проникновение в центр Арктики стано вилось насущной задачей. Сведения, ко торые давали уже многочисленные к середине тридцатых годов полярные станции, разбросанные по побережьям и по арктическим островам, не только проясняли картину жизни льда, но и ста вили множество вопросов. Для того, что бы разрешить их, нужно было последо вательно и в течение долгого времени изучать природные условия в районе са мого полюса. Без этого невозможно было снабжать надежными прогнозами трас су Полярного Турксиба. Но как добраться до полюса? Опыт плавания в прибрежных морях ясно по казал: возможности судов, даже наибо лее мощных, ограниченны; многослой ный толстый лед Центрального бассей на им был явно не по зубам. О походе на собаках тоже нечего было и думать. Наука к тому времени обзаве лась множеством громоздких приборов. Для стационарной станции на арктиче ском льду требовался большой набор ле бедок, вертушек, радиоаппаратуры, тер мометров, батометров, шаров-пилотов. Собачьим упряжкам явно не под силу везти такой груз. Оставалось одно — авиация. После че люскинской эпопеи мысль об использо вании самолетов для экспедиции на полюс захватила многих полярников. Шмидт говорил, что в те дни «все мы стали маньяками авиации». Однако возможность посадить на лед большие, тяжело груженные машины все же вызывала сомнения. Конечно, толстый лед у полюса должен выдер жать их вес. Но кто знает, есть ли там •достаточно большие, ровные поля, не обходимые для взлета и посадки? Сведе ния на этот счет были противоречивые.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2