Сибирские огни, 1976, №12
страстная, хотя они никогда в жизни не признались <бы, что именно страстная, любовь к ребятам. Без непрерывного об щения с ними они просто не представля ли, как и жить-то йа свете. Не возьму на себя смелости перечислить, что необхо димо для успешной деятельности про фессиональному педагогу, но точно знаю, что без этого качества педагога вообще не существует. Подтянутый, сухощавый, значительно более молодой на вид, чем о его возрасте свидетельствуют ленточки боевых орде нов и медалей, Алексей Ефимович вни мательно выслушал, что Альбина Федо ровна рассказала ему про свою анкету. Так же внимательно оглядел Альбину Федоровну, словно встретился с нею в первый раз,— она даже несколько сму тилась. Алексей Ефимович усмехнулся: он хо рошо знал и строптивость, и упрямство Альбины Федоровны, несмотря на кажу щуюся мягкость и уступчивость. — И все-таки, Альбина Федоровна, не сводите все лишь к тому, что вы усмот рели правильно: желания, чтобы к ним предъявляли больше требований. Дело не только в том, чтобы больше, фокус в другом — в том, чтобы постоянно! Вот чего они спрашивают с вас. Ни единой поблажки. Никогда! Ведь излишняя мяг кость — только искушение для подопеч ного. «Ну, выпью стаканчик,— начинает он рассуждать,— Альбина Федоровна все равно отыщет в моем поступке объек тивную причину, которая объяснит, по чему так случилось». А вот если бы он знал, что Альбина Федоровна хоть и действительно такую причину в отноше нии каждого в отдельности знает, но, не смотря на. это, не простит его — не про стит слабости, с которой он поддался ис кушенно, не простит того, что он не на шел в себе силы противостоять ему,— а мог бы! — ведь он наедине сам с собой пить! Понимаете, вам в них надо волю для похвальбы перед окружающими: вот я какой самостоятельный!—тогда бы он и этого стаканчика не позволил себе вы пить! Понимаете, вам в них надо волю воспитывать, человеков из них делать, а поблажками вы их волю и собранность только разрушаете. Альбина Федоровна порывалась оп равдаться перед Алексеем Ефимовичем: не такая уж она добренькая, как он ее рисует, но сдержалась. Пожалуй, его со вет — глубже, чем он ей представился по началу. Но что поделаешь с собой, если ей действительно в первую очередь бро саются в глаза объективные причины, толкающие ее ребятишек (она и про се бя называла их именно так) на всякие отступления от того, как надо посту пать. Их много, этих причин, и на каж дом шагу. Так неужели не замечать их? Делать вид, что их нет? Или это у нее мозги так навыворот устроены, что ей тоже, как и ребятам, не хватает терпе ния поразмыслить над каждым шагом, который собираешься сделать,— нет, поддаешься первому движению души? Но у нйх это от импульсивности, от воз раста, а она-то взрослая, мать двух уже больших детей... Алексей Ефимович молчит. Он уверен: пусть не сразу, но в конце концов до нее дойдет справедливость его слов: не зря же пришла к нему советоваться, хотя, казалось бы. о чем? Но в каждом чело веке, наверно, неистребима потребность, когда тебе трудно, прислониться к кому- то старшему, посмотреть ему в глаза, прочесть в них то, чего тебе недостает: ответ на твои сомнения. Никогда в жизни Альбина Федоровна не видела своего отца,— только бессмыс ленными глазами новорожденной, когда он ушел в сорок первом на фронт. Вот и смотрит теперь, уже взрослая женщина, на Алексея Ефимовича, как на отца. И как это хорошо, что не только она, но и он, со всем своим опытом боевого ко мандира, знающего, как воспитывать людей не в мирной обстановке, а в огне сражений, когда нет времени ни на раз думья, ни на то, чтобы перерешать ре шение,— как это здорово, что группу крановщиков воспитывает не только она, но и он. Пусть формально они не числятся в ней воспитателями,' да и должности та кой нет, хотя и неправильно это, как раз мастер производственного обучения — первейший воспитатель. Ибо, если он не воспитатель, то и мастер, значит, такой, у которого не многому научатся. Ведь он должен передать не только профессио нальные умение и навыки, но, самое главное, любовь к своей профессии, рев нивую привязанность к ней. А это без дара воспитателя не передашь! Однако, даже вне зависимости от того, есть такая должность или почему-то до сих пор не удосужились ее узаконить, все равно кто-то в училище должен быть ребятам и отцом, и матерью. Потому что им необходимы еще и отец, и мать — оба! И не по этой ли причине они льнут то к одному, то к другой. Тем более, что группа у них смешанная, почти поров ну: что мальчиков, что девочек. Впрочем, наверное, правильнее гово рить уже: юношей и девушек, ведь они растут прямо на глазах — такой стреми тельный, сложный и замечательный во зраст! Вот Ваня Петров1 в походах, например, всегда, если кто притомится, доброволь но взваливал себе на плечи сверх своего и чужой рюкзак, и песню, чтоб осталь ных взбодрить, затягивал первый,— первый заводила был в группе. А вот на тебе, «отличился»: побил мальчугана- первокурсника за то, что тот не одолжил ему денег, хотя и деньги неизвестно за чем ему были нужны, он шел спать. Да 1 Имя и фамилия изменены,— Р. Б.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2