Сибирские огни, 1976, №12
нем сложенный твоими руками один этаж, и второй, и восьмой, и двенадца- тыи... А потом, за первым, домом — вто рой, третий, десятый. И, скинув рабочую робу и одевшись понарядней, ты идешь по засаженному ветвистыми деревьями проспекту, и все дома тебе родные. Этот ты своими руками строил, и этот и этот... И удивленно, и с уважением вматриваешься в свои руки. Да, этими самыми! И все-таки не только «счастья миг» ждет тебя в заманчивой «выси». Когда побудешь в этой выси не «миг» и даже не день-другой, а из года в год покуку ешь там, да в любую погоду: и в «резко континентальную», как гласят учебники географии, сибирскую жарынь, и в про- ливной дождь, и в замораживающую все стекла окон кабины трескучую си- бирскую, тоже «резко континентальную», как гласят те же учебники, стужу,— тут вдруг так иной раз затоскуешь в своей будке, особенно если работа пошла тол- чками, рывками, то она есть, то ничего тебе не подготовили, и не с кем словом перемолвиться — душу отвести, и неку да шагу ступить со своего поста... Царь и бог ты в своей высоте? Ноль без па лочки! Не бросишь же кран, чтобы заво пить сверху на всю стройку: «Эй, бы, не видите, что ли, кран простаивает!» А это ведь какие деньги — каждая ми нута простоя! Однако есть, между прочим, не только профессиональные радости у крановщи ков — ощутить себя немного космонав том, скажем, или видеть сверху (а не зря говорят, что сверху виднее!), как ра стет, словно на дрожжах, возводимый тобою дом,— но и профессиональные бо лезни. Допустим, радикулит, о котором в наставлениях не прочтешь. А если крановщик — не крановщик, а кранов щица,— то после одного или двух детей становится совсем не просто на тридца тиградусном морозе лезть на ветру по обледенелым круглым железным пруть ям пожарной лестницы врана на деся тый или, тем более, двадцатый этаж... Когда они узнали про все это от нее и увидели,— постепенно все более четко, к слову сказать,— какой она, несмотря на все, отличный крановщик, они начали верить ей и во всем другом. Она не прибегала ни к каким ухищре ниям, чтобы создать себе авторитет у ре бят, и не думала об этом,— просто оста валась самой собою. Она по-настоящему увлекалась, когда видела, как мальчик или девочка, которые до сих пор имели возможность наблюдать только со сторо ны махину башенного крана в дейст вии, теперь, усевшись в тренажер, вдруг ощущали себя его властителями и в нетерпении дергали ручку контроллера на себя или, сообразив, что рвут ее^ не в ту сторону, мгновенно вспотевшей ру кой шварка ти ее обратно... Многотерпе ливый тренажер лишь скрежетал и со дрогался. А мастер производственного обучения так же вскрикивала от досады или так же цвело от счастья ее лицо, если все получалось гладко, и ученики видели, что она по-настоящему и радуется вме сте с ними, и по-настоящему пережива ет все незадачи. — Мягче веди стрелу, плавнее! Ну, как свою девушку повел бы в танце! А ты ее как хулиган волочишь! А тренажер они для себя построили сами, достаточно было Альбине Федо ровне только подать мысль. Им предла гали писать договоры на соцсоревнова ние, но они и без письменных обяза тельств соревновались на совесть, кто раньше и лучше соберет свой узел, и ка кая это была гордость — кончить свое дело раньше срока и помочь тому, у кого оно стопорилось! Никакие монтажники так тщательно не собрали бы модель крана. А она с радостью спрашивала с группы раз за разом все строже и ни единой ошибочки не пропускала и не прощала: требовала, чтоб они в кране наизусть ориентировались! — Потому что, — не ленилась повто рять,— запомните: за краном не следить нужно, он не враг вам, чтоб за ним сле дить! — за ним у х а ж и в а т ь нужно, вот в чем разница! Так же самозабвенно отдавалась она и походам куда-нибудь с группой, и само деятельности. А в походы не раз и Ната шу с собой брала. И не стало постепенно в группе большего проступка, чем что- нибудь пообещать ей и не выполнить, или вообще обмануть ее. Но педагогом, несмотря ни на что, се бя не считала. И мучилась тем нещадно. И уже на втором курсе, то есть уже вто рой год постоянно общаясь с ребятами группы, как-то попросила их ответить на вопрос: чего ей, по их мнению, не хвата ет как педагогу? Предупредила: кто не пожелает подписываться, не надо, кто вообще не захочет ответить — тоже пусть. Как ни удивилась, ответили все. Как ни удивилась, почти все ответы были разборчиво подписаны. И чего уж вовсе не ждала (она-то думала, что невесть как к ним строга), почти все ответили одно и то же: вам недостает строгости к нам, Альбина Федоровна. Поняла: они. может, и правы, но толь ко суть того, что они заметили, глубже. Суть в том, что выросли их требования к самим себе, и они не желают, чтобы спрос с них был легкий. Пошла посоветоваться с Алексеем Ефимовичем Баландиным, подполковни ком в отставке, военруком училища. Она дружила с ним больше, чем с други ми (из взрослых), хотя по возрасту он ей годился в отцы,— всю войну прошел кадровым военным, а ее война застала грудной,— да и профессии у них были совершенно несхожие: он, что называет ся, военная косточка, она — человек су губо мирного труда. Но их объединяла 9. Сибирские огни N5 12.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2