Сибирские огни, 1976, №12

нем сложенный твоими руками один этаж, и второй, и восьмой, и двенадца- тыи... А потом, за первым, домом — вто­ рой, третий, десятый. И, скинув рабочую робу и одевшись понарядней, ты идешь по засаженному ветвистыми деревьями проспекту, и все дома тебе родные. Этот ты своими руками строил, и этот и этот... И удивленно, и с уважением вматриваешься в свои руки. Да, этими самыми! И все-таки не только «счастья миг» ждет тебя в заманчивой «выси». Когда побудешь в этой выси не «миг» и даже не день-другой, а из года в год покуку­ ешь там, да в любую погоду: и в «резко континентальную», как гласят учебники географии, сибирскую жарынь, и в про- ливной дождь, и в замораживающую все стекла окон кабины трескучую си- бирскую, тоже «резко континентальную», как гласят те же учебники, стужу,— тут вдруг так иной раз затоскуешь в своей будке, особенно если работа пошла тол- чками, рывками, то она есть, то ничего тебе не подготовили, и не с кем словом перемолвиться — душу отвести, и неку­ да шагу ступить со своего поста... Царь и бог ты в своей высоте? Ноль без па­ лочки! Не бросишь же кран, чтобы заво­ пить сверху на всю стройку: «Эй, бы, не видите, что ли, кран простаивает!» А это ведь какие деньги — каждая ми­ нута простоя! Однако есть, между прочим, не только профессиональные радости у крановщи­ ков — ощутить себя немного космонав­ том, скажем, или видеть сверху (а не зря говорят, что сверху виднее!), как ра­ стет, словно на дрожжах, возводимый тобою дом,— но и профессиональные бо­ лезни. Допустим, радикулит, о котором в наставлениях не прочтешь. А если крановщик — не крановщик, а кранов­ щица,— то после одного или двух детей становится совсем не просто на тридца­ тиградусном морозе лезть на ветру по обледенелым круглым железным пруть­ ям пожарной лестницы врана на деся­ тый или, тем более, двадцатый этаж... Когда они узнали про все это от нее и увидели,— постепенно все более четко, к слову сказать,— какой она, несмотря на все, отличный крановщик, они начали верить ей и во всем другом. Она не прибегала ни к каким ухищре­ ниям, чтобы создать себе авторитет у ре­ бят, и не думала об этом,— просто оста­ валась самой собою. Она по-настоящему увлекалась, когда видела, как мальчик или девочка, которые до сих пор имели возможность наблюдать только со сторо­ ны махину башенного крана в дейст­ вии, теперь, усевшись в тренажер, вдруг ощущали себя его властителями и в нетерпении дергали ручку контроллера на себя или, сообразив, что рвут ее^ не в ту сторону, мгновенно вспотевшей ру­ кой шварка ти ее обратно... Многотерпе­ ливый тренажер лишь скрежетал и со­ дрогался. А мастер производственного обучения так же вскрикивала от досады или так же цвело от счастья ее лицо, если все получалось гладко, и ученики видели, что она по-настоящему и радуется вме­ сте с ними, и по-настоящему пережива­ ет все незадачи. — Мягче веди стрелу, плавнее! Ну, как свою девушку повел бы в танце! А ты ее как хулиган волочишь! А тренажер они для себя построили сами, достаточно было Альбине Федо­ ровне только подать мысль. Им предла­ гали писать договоры на соцсоревнова­ ние, но они и без письменных обяза­ тельств соревновались на совесть, кто раньше и лучше соберет свой узел, и ка­ кая это была гордость — кончить свое дело раньше срока и помочь тому, у кого оно стопорилось! Никакие монтажники так тщательно не собрали бы модель крана. А она с радостью спрашивала с группы раз за разом все строже и ни единой ошибочки не пропускала и не прощала: требовала, чтоб они в кране наизусть ориентировались! — Потому что, — не ленилась повто­ рять,— запомните: за краном не следить нужно, он не враг вам, чтоб за ним сле­ дить! — за ним у х а ж и в а т ь нужно, вот в чем разница! Так же самозабвенно отдавалась она и походам куда-нибудь с группой, и само­ деятельности. А в походы не раз и Ната­ шу с собой брала. И не стало постепенно в группе большего проступка, чем что- нибудь пообещать ей и не выполнить, или вообще обмануть ее. Но педагогом, несмотря ни на что, се­ бя не считала. И мучилась тем нещадно. И уже на втором курсе, то есть уже вто­ рой год постоянно общаясь с ребятами группы, как-то попросила их ответить на вопрос: чего ей, по их мнению, не хвата­ ет как педагогу? Предупредила: кто не пожелает подписываться, не надо, кто вообще не захочет ответить — тоже пусть. Как ни удивилась, ответили все. Как ни удивилась, почти все ответы были разборчиво подписаны. И чего уж вовсе не ждала (она-то думала, что невесть как к ним строга), почти все ответили одно и то же: вам недостает строгости к нам, Альбина Федоровна. Поняла: они. может, и правы, но толь­ ко суть того, что они заметили, глубже. Суть в том, что выросли их требования к самим себе, и они не желают, чтобы спрос с них был легкий. Пошла посоветоваться с Алексеем Ефимовичем Баландиным, подполковни­ ком в отставке, военруком училища. Она дружила с ним больше, чем с други­ ми (из взрослых), хотя по возрасту он ей годился в отцы,— всю войну прошел кадровым военным, а ее война застала грудной,— да и профессии у них были совершенно несхожие: он, что называет­ ся, военная косточка, она — человек су­ губо мирного труда. Но их объединяла 9. Сибирские огни N5 12.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2