Сибирские огни, 1976, №12

:го пей мой нектар, а попутно вымажись в моей пыльце и перенеси ее на со­ седний цветок, опыли, оплодотвори его... И так за что ни возьмись, куда и- ни глянь... Разве не наводит это на мысль, что без разума творца тут не ..» обошлось? ит 0 - М Ы - И М : У* я — Не подменяйте причину следствием! «Разумность», гармония и порядок в природе — не следствие чего-то там, разума какого-то, а при- с- чина. Природа есть причина самой себя. При-чи-на! Ее никто не созда- вал, никто не налаживал в ней порядок и гармонию, она такова была, Р- есть и будет, и она сама себе причина!.. Р- Р- эк П :е, го Да, из мастерских Климов и Зима вышли вместе, готовые спорить, к готовые наговорить друг другу колкостей, которые так и просились на в язык. Во всяком случае Климов был настроен воинственно и почему-то е_ был уверен, что и у нее такое же настроение. го Но когда за спиной у них сторож с лязгом задвинул дверную за- 0_ движку и под ногами у обоих запохрустывал звонкий морозный снежок, Tj и когда они вдохнули в себя чистый холодный воздух и увидели над чер- ной громадой институтского здания ясное небо с четкими крупными ^ звездами, то желание спорить и препираться у Климова как-то разом н прошло. Видимо, и у Зимы — тоже. — Какие звезды...— тихонько сказала она, слегка запрокинув голо­ ву в белой пушистой шапочке. л — Да...— сказал Климов, и дальше они шли молча. Прошли под е высокой и темной аркой главного учебного корпуса, пересекли наиско- т’ сок институтский двор и неторопливо направились вдоль пустынной ноч­ ной улицы. я — А вы знаете стихи Исикавы Такубоку? — вдруг спросила Зима, л снова поднимая глаза на темно-синее небо с крупными звездами. Знал ли Климов стихи Исикавы Такубоку?.. Знал ли он вообще какие-нибудь стихи?.. Конечно, помнилось кое- что со школы: заставляли ведь заучивать. Но вообще-то стихи и в детст­ ве и особенно сейчас интересовали Климова мало. Отец его всю жизнь был шофером, и Климова еще со школьных лет постоянно занимал воп- - рос: как же делается, как получается эта сложная машина, автомобиль? у Ведь сотни, сотни самых разных частей в автомобиле. Как они изготав- - ливаются? Каким образом одна к другой подгоняются, собираются, а бу- - дучи собранными вместе, оживают, двигаются и двигаются в полном со- ? гласии? Эти вопросы занимали Климова больше всяких стихов. И не г только автомобиль и его детали. Климов вообще любил смотреть, как ■) отец или кто другой работает, как из ничего получается нечто. Он мог i часами наблюдать, как, например, строители кирпич по кирпичу возво- - дят стену. Или как из куска дерева в руках у столяра получается четы- ( рехгранный брус, а из болванки на станке получается чистая, поблески­ вающая деталь. Да вот даже пустяк — мужик во дворе сгребает > лопатой кучу снега, и получается горка для ребятни. Даже это завора- ! живало, захватывало. «Как это делается?» — вот что всегда будоражило ему кровь. Тут он забывал об окружающем, тут у него рот приоткрывался, и на лице его, в рука^, в ногах, во всем теле начинались некие микро­ движения, какие наблюдаются у спортивного болельщика, когда тот

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2