Сибирские огни, 1976, №12
которые называют шабашными, чтобы собрали несколько домов. К ним при строил своих ребят — пусть учатся. — Смеялись мы, правда, потом, — вспоминает Лукьянчиков.— Фоторепор теры мз одного журнала прикатили. Ле то, день чудесный. Они все щелкали, щелками. А ребята вскоре мне журнал приносят. Там на крыше одного дома наши шабашники...— Он внезапно обры вает смех.— Ошибок в нашем деле быть не должно, а в вашем — тем более. — Ошибок, говоришь? А вот смотри: сейчас почти все мехколонны пересажи ваются на импортную технику, а ты не торопишься. Вот так насмешил я Лукьянчикова! — А ты подумал, сколько стоят тот же «Магируе» и наш «КрАЗ»? Так вот, доложу тебе,— «Магируе» в четыре раза дороже, Теперь подсчитай, какой доро гой будет техника в мехколонне, а не за горами переход на новую систему эко номического стимулирования... — Да, но Карандин с бухты-барахты не полезет в петлю,— возражаю я.— Скорость выше у «Магируса», грузо подъемность больше, значит, производи тельность растет. — «КрАЗ» тоже машина неплохая. Именно она может работать в наших условиях,— упорствует Лукьянчиков.— Надежен, выгоден. Тут речь вот о чем вести надо. Насколько мне известно, только шестидесятая часть «КрАЗов», поступивших в трест, — в северном испол нении. Представляешь — шестидесятая! Ни одного бульдозера, изготовленного специально для работы в условиях Си бири и Севера, трест не получил. Толь ко сорок процентов экскаваторов в се верном исполнении дошло до нас! Лукьянчиков болеет не только за себя, хотя и ему расхлебывать. — В наших условиях у «КрАЗов» ле тят насосы подогрева, реактивные тя ги — все это знают. Семь лет об этом твердят конструкторам. А у нас пока нет надежной ремонтной базы... Я и на сво их «КрАЗах» кое-кому очки даю... Но если серьезно, очень неплохая техника пришла на БАМ, но очень дорогая. Вопрос этбт весьма важен. Многие строительные организации на БАМе стремятся пересесть на новую технику. Принцип один: новая — значит лучшая. И забывают при этом, что, скажем, у Карандина сложился коллектив, име ется возможность максимальной загруз ки техники, производство обретает чет кий ритм и плановость. Что сегодня можно Карандину, что ему выгодно, не всегда гоже для других. Это понимает Лукьянчиков. Колонна Карандина план делает в два-три раза больше многих. Значит, есть запас, зна чит, может Карандин изыскивать резер вы, которых сегодня пока нет в колонне Лукьянчикова. Решение о переходе на новую технику зависит от многих причин. Тут требует ся тонкий расчет, умение заглянуть в будущий день, экономическое обосно вание. Кто окажется правым — Карандин или Лукьянчиков? Или оба, заботясь о вос питании кадров, подготовке специали стов, создании рабочим максимальных удобств, пойдут разными путями в ор ганизации производства? Комплексы, родившиеся в колонне Карандина, действенны тогда и только тогда, когда есть, как минимум, три фактора: моральная готовность людей к такому методу работ, время,— то есть не наступает на пятки укладка, боль шой объем производства. Карандин это отлично понимает и не стремится работать только комплексами. Ему важно иметь резерв, группу, кото рая всегда будет готова сманеврировать, будет подвижной. Ведь зачастую его ко лонна делает полотно, а следом идет ук ладка. Лукьянчиков же считает, что в усло виях, в которых трудится его колонна, самое приемлемое — работа в три смены. — Комплекс — хорошая штука,— щу рится Лукьянчиков.— Но согласись, что зачастую в таких бригадах идут на на рушение трудовой дисциплины. Зарабо тать надо, время поджимает — и уже шофер сидит за баранкой не восемь, а двенадцать часов. Нет, я совершенно не против метода бригадного подряда. Он хорош. Только применять его в наших условиях надо очень умно. А в принци пе... Что у меня еще получится с трех сменной работой?.. Трудно давать рецепты, пытаться предсказать кому-то успех, а другому провал. Сама жизнь ставит интересней ший эксперимент, и только она сможет дать ответ. Возможно, те формы и принципы, ко торые взяли на вооружение Карандин и Лукьянчиков, сомкнутся, и мы станем свидетелями рождения более совершен ной формы организации производства? Не исключено, ибо БАМ — гигантская творческая лаборатория, где работать так, как вчера, уже нельзя, где поиск, настойчивость, оригинальный подход к делу — спутники успеха. То, что Карандин и Лукьянчиков,— как и многие другие,— сегодня задают тон, не случайность. Они уловили, пой мали этот бамовский настрой, они ищут. Лукьянчиков говорит о своих делах, а я вспоминаю Мокровицкого. Началь ник мехколонны рассуждает о том, что надо уметь заглянуть хотя бы на пол года вперед. Об этом говорил и на чальник управления «Бамстройпуть» в прошлый мой приезд на магистраль полтора года назад. Лукьянчиков у себя в колонне вводит то, о чем тогда только мечтал Мокро- вицкий: диспетчерскую связь с отдела ми на территории поселка и с прораб скими участками. Иные руководители мехколонн, суще ствующих первый год, стараются вы просить годовое задание в пределах од
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2