Сибирские огни, 1976, №12

Это и есть Анатолий Акимович Лукьянчиков,— галантно представил он начальника колонны.— А это... Догадываюсь,— перебил Лукьянчи­ ков. Один из тех, от кого я на Запад- ном участке скрывался. — Он поглядел на Платакиса.— Ты его привез? Вот ты его и развлекай. Революционный матрос зашагал к выходу. — Поспешай,— негромко сказал Пла- такис. Сейчас сядет в машину, и ищи ветра в поле. Лукьянчиков уже сидел за рулем. Ни слова ни говоря, я полез в кабину. ГАЗ-66 сорвался с места. — Я на портал,— сообщил Лукьян­ чиков. — Очень хорошо. Начальник мехколонны усмехнулся. — Крепче держись. Притрассовая до­ рога— это тебе не Аямский тракт,— ГАЗ-66 недовольно рыкнул, ринулся вниз по узкой скользкой дороге с сопки, чтобы внизу отгрохотать по мосту и, свернув резко вправо, устремиться вверх. А в Золотинке, между тем, ждали ре­ визора. Он должен был определить объ­ ем работ, который выполнили механиза­ торы на одном из объектов. Добился ви­ зита инспектора начальник мехколонны № 158 Анатолий Акимович Лукьянчиков. Сам, на свою голову. Впрочем, иного вы­ хода у него не было. Размах работ на Центральном участке БАМа столь значителен, что проектиров­ щики явно не успевают за строителями. Готовит изыскательскую и проектную документацию «Мосгипротранс». Слож­ ные условия, нелегкая геология, слабое техническое оснащение изыскательских партий приводят к тому, что сроки вы­ дачи рабочих чертежей не выдержива­ ются, в проектах нередко встречаются ошибки. Проектировщики вынуждены были разрешить строителям начинать работы без утвержденного проекта. Это и при­ водит к перерасходам. Тогда начинают изыскивать «излишки» — в первую оче­ редь на строительстве временного жилья. Визит старшего инспектора Генеральной Дирекции понадобился потому, что при утверждении сметы одного из объектов мехколонны № 158 сумма показалась за­ вышенной, и ее сократили вдвое. Лукьянчикова такой поворот событий не устраивал. Он уже начислил заработ­ ную плату рабочим из расчета сметной стоимости. Если смету скостят наполо­ вину, колонна выйдет с перерасходом в заработной плате— и немалым. «А еще— возмутился Лукьянчиков,— почему из кармана его колонны забирают деньги, чтобы покрыть ошибки других?» Он ез­ дил по различным инстанциям.— тре­ бовал, доказывал, просил. И вот едет ревизор. ( Мог ли Лукьянчиков «отдать» эту сумму? Мог. К концу года он не стал по­ казывать несколько законченных объ­ ектов, оставил задел. Нельзя, так он считает, начинать с нуля. Иначе можно докатиться до положения таких органи­ заций генподрядчика, где под план от­ дают все, порой и незавершенные участ­ ки, затем зализывают недоделки, теряют время, начинается штурмовщина, недо­ вольство, и, как правило, кончается все это тем, что растет сумма незавершенно­ го строительства. Нашел бы Лукьянчиков эти самые деньги? Найти бы нашел, да отдавать не хотел. Все по той же причине: пусть платит тот, кто виноват. Лукьянчиков гонит машину, и мне ка- жетря, что поездка эта нужна ему для разрядки перед появлением ревизора — старшего инспектора Каменюки. Почему именно у Лукьянчикова реши­ ли забрать? Да потому, что у него все показатели — план, реализация, при­ быль — лучше некуда. Вот и рассу­ дили: возьмем у него — не пострадает, а у тех, с кого нечего брать, что возь­ мешь? Центральный участок БАМа в силу многих причин сооружается быстрее остальных. Отряд работающих здесь лю­ дей идет в авангарде, а первым всегда достается больше. Конечно, их опыт будет обобщен и узаконен для тех, кто идет за ними. А опыт этот подска­ зывает: нужны типовые проекты не только поселков, но и отдельных соору­ жений. В одной из газет я увидел статью. Раз­ говор в ней шел о культурном обслужи­ вании строителей магистрали века. А в ­ тор с восторгом писал, что в одном из поселков строители создали проект сбор­ но-разборного клуба и построили такой. Стоит клуб всего-навсего сто тысяч руб­ лей. Всего-навсего! И невдомек автору, что заказчик не оплатит большую часть этой суммы. Тут вот в чем дело. Отсутствие типо­ вых проектов приводит к тому, что каж­ дая организация, обустраиваясь, строит свой клуб, детсад, магазин. К примеру, в Золотинке стоит строительно-монтаж­ ный поезд, расположились две мехко­ лонны, разворачиваются мостовики и взрывники. Есть клуб и магазин в СМП, у Лукьянчикова, а рядом — в десяти шагах — растет магазин еще в одной ко­ лонне, строят потихонечку и мостовики. Вот бы где экономить! По единому пер­ спективному плану выстроить и боль­ шой клуб для всех, и несколько — типо­ вых — магазинов. А то четыре клуба, столько же магазинов и четыре-пять детсадов на поселок, где живет около тысячи человек, многовато. Когда мы вернулись в контору, стар­ ший инспектор был уже там. Невысо­ кий, худощавый, в железнодорожной форме, строгий и подтянутый, он и вне­ шне выглядел как ревизор. Без долгих

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2