Сибирские огни, 1976, №12
Это и есть Анатолий Акимович Лукьянчиков,— галантно представил он начальника колонны.— А это... Догадываюсь,— перебил Лукьянчи ков. Один из тех, от кого я на Запад- ном участке скрывался. — Он поглядел на Платакиса.— Ты его привез? Вот ты его и развлекай. Революционный матрос зашагал к выходу. — Поспешай,— негромко сказал Пла- такис. Сейчас сядет в машину, и ищи ветра в поле. Лукьянчиков уже сидел за рулем. Ни слова ни говоря, я полез в кабину. ГАЗ-66 сорвался с места. — Я на портал,— сообщил Лукьян чиков. — Очень хорошо. Начальник мехколонны усмехнулся. — Крепче держись. Притрассовая до рога— это тебе не Аямский тракт,— ГАЗ-66 недовольно рыкнул, ринулся вниз по узкой скользкой дороге с сопки, чтобы внизу отгрохотать по мосту и, свернув резко вправо, устремиться вверх. А в Золотинке, между тем, ждали ре визора. Он должен был определить объ ем работ, который выполнили механиза торы на одном из объектов. Добился ви зита инспектора начальник мехколонны № 158 Анатолий Акимович Лукьянчиков. Сам, на свою голову. Впрочем, иного вы хода у него не было. Размах работ на Центральном участке БАМа столь значителен, что проектиров щики явно не успевают за строителями. Готовит изыскательскую и проектную документацию «Мосгипротранс». Слож ные условия, нелегкая геология, слабое техническое оснащение изыскательских партий приводят к тому, что сроки вы дачи рабочих чертежей не выдержива ются, в проектах нередко встречаются ошибки. Проектировщики вынуждены были разрешить строителям начинать работы без утвержденного проекта. Это и при водит к перерасходам. Тогда начинают изыскивать «излишки» — в первую оче редь на строительстве временного жилья. Визит старшего инспектора Генеральной Дирекции понадобился потому, что при утверждении сметы одного из объектов мехколонны № 158 сумма показалась за вышенной, и ее сократили вдвое. Лукьянчикова такой поворот событий не устраивал. Он уже начислил заработ ную плату рабочим из расчета сметной стоимости. Если смету скостят наполо вину, колонна выйдет с перерасходом в заработной плате— и немалым. «А еще— возмутился Лукьянчиков,— почему из кармана его колонны забирают деньги, чтобы покрыть ошибки других?» Он ез дил по различным инстанциям.— тре бовал, доказывал, просил. И вот едет ревизор. ( Мог ли Лукьянчиков «отдать» эту сумму? Мог. К концу года он не стал по казывать несколько законченных объ ектов, оставил задел. Нельзя, так он считает, начинать с нуля. Иначе можно докатиться до положения таких органи заций генподрядчика, где под план от дают все, порой и незавершенные участ ки, затем зализывают недоделки, теряют время, начинается штурмовщина, недо вольство, и, как правило, кончается все это тем, что растет сумма незавершенно го строительства. Нашел бы Лукьянчиков эти самые деньги? Найти бы нашел, да отдавать не хотел. Все по той же причине: пусть платит тот, кто виноват. Лукьянчиков гонит машину, и мне ка- жетря, что поездка эта нужна ему для разрядки перед появлением ревизора — старшего инспектора Каменюки. Почему именно у Лукьянчикова реши ли забрать? Да потому, что у него все показатели — план, реализация, при быль — лучше некуда. Вот и рассу дили: возьмем у него — не пострадает, а у тех, с кого нечего брать, что возь мешь? Центральный участок БАМа в силу многих причин сооружается быстрее остальных. Отряд работающих здесь лю дей идет в авангарде, а первым всегда достается больше. Конечно, их опыт будет обобщен и узаконен для тех, кто идет за ними. А опыт этот подска зывает: нужны типовые проекты не только поселков, но и отдельных соору жений. В одной из газет я увидел статью. Раз говор в ней шел о культурном обслужи вании строителей магистрали века. А в тор с восторгом писал, что в одном из поселков строители создали проект сбор но-разборного клуба и построили такой. Стоит клуб всего-навсего сто тысяч руб лей. Всего-навсего! И невдомек автору, что заказчик не оплатит большую часть этой суммы. Тут вот в чем дело. Отсутствие типо вых проектов приводит к тому, что каж дая организация, обустраиваясь, строит свой клуб, детсад, магазин. К примеру, в Золотинке стоит строительно-монтаж ный поезд, расположились две мехко лонны, разворачиваются мостовики и взрывники. Есть клуб и магазин в СМП, у Лукьянчикова, а рядом — в десяти шагах — растет магазин еще в одной ко лонне, строят потихонечку и мостовики. Вот бы где экономить! По единому пер спективному плану выстроить и боль шой клуб для всех, и несколько — типо вых — магазинов. А то четыре клуба, столько же магазинов и четыре-пять детсадов на поселок, где живет около тысячи человек, многовато. Когда мы вернулись в контору, стар ший инспектор был уже там. Невысо кий, худощавый, в железнодорожной форме, строгий и подтянутый, он и вне шне выглядел как ревизор. Без долгих
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2