Сибирские огни, 1976, №12

борода к начальнику мехколонны. Тот был настроен благодушно: — Ты, композитор, говорят, решил ор­ кестр создать? Инструменты подобрал? А это что? — на толстую тетрадь взгля­ нул.— Партитуру расписал? Позволь, я погляжу... Ответа требуешь? А ты не спеши. Вот посмотрю на досуге, тогда и поговорим. Хоть и знал Майборода Карандина, знал его привычку все проверить, взве­ сить и обсудить, а тут не сдержался: . — Да и так все ясно. Выгода прямая. Заключаем договор, и точка. — Погоди, погоди, композитор! Это тебе все ясно да твоим друзьям. Свою выгоду увидели, а что мехколонна по­ лучит? Ты мне пример Злобина не приводи, меня агитировать не надо. У Злобина своя специфика работ, у нас совершенно иное... Иди, композитор. От­ вет не задержу. Через несколько дней начальник мех­ колонны сам нашел Майбороду. — Давай, бригадир, договор заключать. Нашел я тебе объект подходящий. Разъ­ езд Курьян возьмешь? Там около ста шестидесяти двух тысяч кубов надо переработать. Значит, берешь? Состав­ ляй договор. 26 августа 1975 года первая комплекс­ ная бригада механизаторов Центрально­ го участка БАМа, работающая по методу Злобина, начала разработку разъезда Курьян. Бригаде предстояло уложить земляное полотно под главный путь и четыре станционных. — Если считать преимущества бригад­ ного подряда,— сказал Майборода,— то надо с самого утра. Утро в мехколонне начинается с вы­ дачи путевых листов шоферам. В семь часов приходит диспетчер и приступает к распределению работ. На это уходит от тридцати до сорока пяти минут. За­ тем рабочие садятся на «вахту» — спе­ циальную машину, предназначенную для перевозки людей, и отправляются на объекты. Пока приедут, пока разогреют двигатели машин да приступят к рабо­ те, глядишь — час, а то и полтора по­ теряны. Бывает, при выдаче путевок начина­ ются споры. Под этот экскаватор нет смысла ехать — он на ладан дышит, только смену простоишь. А этот экска­ ваторщик сам работать еще как следует не научился. К такому машинисту, как Николай Кириллович Синкевич, целая очередь: с ним все хотят работать. Дис­ петчер уговаривает, мастера.ругаются. Бригаде Майбороды треволнения эти не страшны. Утром завели свои маши­ н ы — и в путь: у них свой экскаватор. — Считай, что мы уже экономим,— за­ гибает палец Володя. Что ни возьми — во всем выгода! Карь­ ер, к примеру, по проекту был заложен далековато от места работ километрах в шести. Можно бы напрямую ехать, да перед карьером участок заболочен­ ный. Николай Шубин предложил снять верхний слой и так оставить до морозов, а тогда чуть подсыпать, и зимник готов. Просто, ч зато с наступлением холодов дорога к карьеру сократилась в два раза, возросло число .рейсов. — Чувство коллектива — великая си­ ла, — продолжает Майборода. — Посте­ пенно каждый из семнадцати членов нашей бригады понял, что на машине, которую получил, будет работать до окончания строительства, что технику беречь надо. Раньше как было? Вторая смена — ночная — самая непроизводительная. Ви­ дит, к примеру, машинист экскаватора, что у него трос вот-вот полетит. Дотянет почти до конца, а перед началом второй' смены ремонт начнет. То же самое буль­ дозерист или шофер делали. У нас сей­ час в бригаде закон — второй сме­ не оставить и задел, и механизмы исправные. Иначе нельзя. Ночью какой ремонт? Всего месяц проработала бригада, эко­ номисты первые подсчеты сделали и ах­ нули. Комплекс — это пять самосвалов, три бульдозера и экскаватор. Десятая часть механизмов от всех, что есть на вооружении в колонне. А переработала бригада более пятидесяти тысяч кубо­ метров — почти треть сделанного всей мехколонной за это время. Средний за­ работок в бригаде оказался в полтора раза выше, чем у остальных механи­ заторов. Словом, первый блин не вышел комом. Пример Майбороды, как говорится, пе­ ред глазами. Многие хотят работать так же. Но есть и такие, что сомневаются в целесообразности трудиться комплексом. Их основной довод: «Да они же пашут днем и ночью!» Да, Майбороде и его единомышлен­ никам очень хотелось доказать эффек­ тивность работы подрядом, потому они и прихватывали выходйые дни, задержи­ вались после смены, хотя нужды в этом особой и не было. Каждый знал, за что именно он получал деньги, каждый ви­ дел свою работу, каждый искал, как сде­ лать быстрей и лучше. Но это — детали. Главное, что метод бригадного подряда заставил всех думать, работать творчески. Ощутив себя не про­ сто исполнителем, почувствовав свою си­ лу, человек уже не хочет возвращаться к прежним формам работы. Бригада Майбороды в том же составе взяла но­ вый объект. И в этом — главное. ...Шесть часов вечера — в конторе мех­ колонны № 94 никого. Уехал, что ли, Карандин? Он заглянул ко мне около семи. В баньке не желаешь попариться? Забравшись не очень высоко, чтобы сердце не перегружать, начальник мех­ колонны с наслаждением хлещет себя веничком и рассуждает:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2