Сибирские огни, 1976, №12
борода к начальнику мехколонны. Тот был настроен благодушно: — Ты, композитор, говорят, решил ор кестр создать? Инструменты подобрал? А это что? — на толстую тетрадь взгля нул.— Партитуру расписал? Позволь, я погляжу... Ответа требуешь? А ты не спеши. Вот посмотрю на досуге, тогда и поговорим. Хоть и знал Майборода Карандина, знал его привычку все проверить, взве сить и обсудить, а тут не сдержался: . — Да и так все ясно. Выгода прямая. Заключаем договор, и точка. — Погоди, погоди, композитор! Это тебе все ясно да твоим друзьям. Свою выгоду увидели, а что мехколонна по лучит? Ты мне пример Злобина не приводи, меня агитировать не надо. У Злобина своя специфика работ, у нас совершенно иное... Иди, композитор. От вет не задержу. Через несколько дней начальник мех колонны сам нашел Майбороду. — Давай, бригадир, договор заключать. Нашел я тебе объект подходящий. Разъ езд Курьян возьмешь? Там около ста шестидесяти двух тысяч кубов надо переработать. Значит, берешь? Состав ляй договор. 26 августа 1975 года первая комплекс ная бригада механизаторов Центрально го участка БАМа, работающая по методу Злобина, начала разработку разъезда Курьян. Бригаде предстояло уложить земляное полотно под главный путь и четыре станционных. — Если считать преимущества бригад ного подряда,— сказал Майборода,— то надо с самого утра. Утро в мехколонне начинается с вы дачи путевых листов шоферам. В семь часов приходит диспетчер и приступает к распределению работ. На это уходит от тридцати до сорока пяти минут. За тем рабочие садятся на «вахту» — спе циальную машину, предназначенную для перевозки людей, и отправляются на объекты. Пока приедут, пока разогреют двигатели машин да приступят к рабо те, глядишь — час, а то и полтора по теряны. Бывает, при выдаче путевок начина ются споры. Под этот экскаватор нет смысла ехать — он на ладан дышит, только смену простоишь. А этот экска ваторщик сам работать еще как следует не научился. К такому машинисту, как Николай Кириллович Синкевич, целая очередь: с ним все хотят работать. Дис петчер уговаривает, мастера.ругаются. Бригаде Майбороды треволнения эти не страшны. Утром завели свои маши н ы — и в путь: у них свой экскаватор. — Считай, что мы уже экономим,— за гибает палец Володя. Что ни возьми — во всем выгода! Карь ер, к примеру, по проекту был заложен далековато от места работ километрах в шести. Можно бы напрямую ехать, да перед карьером участок заболочен ный. Николай Шубин предложил снять верхний слой и так оставить до морозов, а тогда чуть подсыпать, и зимник готов. Просто, ч зато с наступлением холодов дорога к карьеру сократилась в два раза, возросло число .рейсов. — Чувство коллектива — великая си ла, — продолжает Майборода. — Посте пенно каждый из семнадцати членов нашей бригады понял, что на машине, которую получил, будет работать до окончания строительства, что технику беречь надо. Раньше как было? Вторая смена — ночная — самая непроизводительная. Ви дит, к примеру, машинист экскаватора, что у него трос вот-вот полетит. Дотянет почти до конца, а перед началом второй' смены ремонт начнет. То же самое буль дозерист или шофер делали. У нас сей час в бригаде закон — второй сме не оставить и задел, и механизмы исправные. Иначе нельзя. Ночью какой ремонт? Всего месяц проработала бригада, эко номисты первые подсчеты сделали и ах нули. Комплекс — это пять самосвалов, три бульдозера и экскаватор. Десятая часть механизмов от всех, что есть на вооружении в колонне. А переработала бригада более пятидесяти тысяч кубо метров — почти треть сделанного всей мехколонной за это время. Средний за работок в бригаде оказался в полтора раза выше, чем у остальных механи заторов. Словом, первый блин не вышел комом. Пример Майбороды, как говорится, пе ред глазами. Многие хотят работать так же. Но есть и такие, что сомневаются в целесообразности трудиться комплексом. Их основной довод: «Да они же пашут днем и ночью!» Да, Майбороде и его единомышлен никам очень хотелось доказать эффек тивность работы подрядом, потому они и прихватывали выходйые дни, задержи вались после смены, хотя нужды в этом особой и не было. Каждый знал, за что именно он получал деньги, каждый ви дел свою работу, каждый искал, как сде лать быстрей и лучше. Но это — детали. Главное, что метод бригадного подряда заставил всех думать, работать творчески. Ощутив себя не про сто исполнителем, почувствовав свою си лу, человек уже не хочет возвращаться к прежним формам работы. Бригада Майбороды в том же составе взяла но вый объект. И в этом — главное. ...Шесть часов вечера — в конторе мех колонны № 94 никого. Уехал, что ли, Карандин? Он заглянул ко мне около семи. В баньке не желаешь попариться? Забравшись не очень высоко, чтобы сердце не перегружать, начальник мех колонны с наслаждением хлещет себя веничком и рассуждает:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2