Сибирские огни, 1976, №12

новых условиях равносильно провалу. И успех Карандина, наверное, в том, что он одним из первых уловил эти ка­ чественные изменения большой стройки, и не только сумел перестроить производ­ ственный процесс, но научил своих под­ чиненных трудиться творчески в новых условиях. Потому не случайно и появле­ ние именно в девяносто четвертой мех- колонне первой среди строителей Цент­ рального участка БАМа бригады, кото­ рая за основу взяла метод Н. Злобина. Бригадир первой комплексной бригады шофер Владимир Майборода. Как улы­ бается Майборода, я увидел на фотогра­ фии, не очень, правда, удачной. Но с нее дарил улыбку хороший парень. И я по­ шел искать э-ого Майбороду. — О том, как работаем, желаешь по­ говорить? — Майборода не скупится на улыбку.— Долгий разговор, говоришь,- будет? — он вновь дарит улыбку.— Тогда пошли в кабину, там теплей. Не обижа­ ешься, что на ты?.. Это хорошо. А то тут приезжал один, тоже с блокнотом. Все вежливым был, а так и уехал. Был бы хоть в годах, а то не старше тебя.— Май­ борода снимает куртку, вешает ее на спинку сиденья.— Так и не понял, уе^сал... Не понял, что тайга здесь, проще все и чище... Хочешь кофе? Хороший.— Неожиданно он делает крутой вираж, и из-под сиденья появляется огромный термос. Сколько же лет Майбороде? На вид около тридцати, хотя, когда улыбается, щурит черные глаза, можно дать и мень­ ше. Но вот шапку снял, улыбку прига­ сил. Залысины, седина тронула черные волосы... Лет, однако, тридцать пять... — Что, неплохо выгляжу? — ловит Майборода мой взгляд.— А ты как ду­ мал? Тринадцать лет воздухом тайги дышу. Абакан—Тайн1ет, Хребтовая— Усть-Илимская, в Находке поработал — все с Карандиным. С ним и сюда, на БАМ, приехал. Вот такая биография... Уж потом мне о бригадире его напар­ ник Коля Таликин рассказывал. Вначале они работали на «Урагане». Машина эта, северный вездеход, создана минскими автомобилестроителями. На своем вездеходе друзья накрутили не одну тысячу километров по Неверскому тракту или, как его еще называют, АЯМу — Амуро-Якутской магистрали. После начала строительства железной дороги Бам—Тында—Беркакит значе­ ние Аямского тракта возросло: по нему двинулись десанты, а от него, как ручей­ ки от большой реки, разбежались в сто­ роны сотки дорог. АЯМу сейчас нелегко: трасса не знает отдыха ни днем, ни ночью, во много раз увеличилось на ней число машин. Еще большим уважением стал пользоваться шофер, особенно, если он работает на «Урагане» •— машине сильной, выносливой. Круглые сутки возили друзья на своем вездеходе 'технику, щиты домов, иму­ щество. Двенадцать часов за рулем — двенадцать на отдых. Времени в обрез, дел много. Их машину знали на трассе. Когда Коля Таликин вычитал где-то, что тонна цемента в Якутии стоит в тридцать раз дороже, чем в централь­ ных районах страны, когда решил)по­ считать, во сколько раз это станет де­ шевле, если повезут его по железной до­ роге, когда взял для расчета исходные данные: железнодорожный состав — по­ чти три тысячи грузовиков, Майборода заметил: — А горючее, а скорость, а оплата шо­ ферам... Тебе, Коля, надо за помощью к экономистам обратиться. Была объективная закономерность, что именно в мехколонне № 94 родилась первая комплексная бригада,— психоло­ гически к этой форме работы здесь были готовы. Но были и субъективные фак­ торы. Большой Невер, Сковородино, Бам, Аносовская, Тында — «Ураган» Майборо- ды и Таликина не знал отдыха. И вдруг пришла пора расстаться: машину пере­ давали в управление «Бамстройпуть», а уходить из колонны друзьям не хоте­ лось. В те дни Карандин пересаживал своих шоферов на самосвалы «Маги- рус» из ФРГ. Получили такой самосвал и Майборода с Таликиным. — Нет, не в тот день родилась наша бригада.— Володя не спеша потягивает кофе.— Позже, когда экскаваторщики Тушин и Королев в колонне появились. Работали они вместе на Чукотке, и уж как Карандин про них прослышал!.. Узнал он о них и пригласил. Мы тогда новый экскаватор получили — Э-2555 с ковшом в два с половиной куба. Сели молодцы на него, да вскоре загрустили. Не больно шофера к ним попасть ста­ рались. Хоть и два с половиной куба враз грузят в кузов, а цикл — от захвата до погрузки — по времени столько зани­ мает, что обычный «кубовик» их почти нагоняет. Вот и получалось: ходок у шоферов что из-под «кубовика», что из-под этого к концу смены вроде и оди­ наково. А поскольку расценки на двух с половиной кубовом ниже, то и заработок хуже. Только мы с Николаем на этом экскаваторе и задержались. Тогда и подошел к нам Алексей Ту­ шин, предложил поработать бригадой. С этого все закрутилось. Вначале мы к бульдозеристам пригляделись. Поговори­ ли с Николаем Шубиным, Костей Шва- ревым... Бульдозерист — не последняя фигура нЭ трассе. Ему и грунт вытол­ кать, и профиль навести. Тут голова нужна... Вот так и начиналось. За расчеты сели,— Майборода достает толстую тет­ радь.— Все пытались предусмотреть: скорость машины, грузоподъемность, сколько надо самосвалов, чтобы не про­ стаивал экскаватор... Вопросов было много. После обсчетов вариантов пошел Май-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2