Сибирские огни, 1976, №12
приключенческой фабулой книг совре менных авторов или не впивался взо ром в очередную азартную схватку хоккеистов, когда так и хочется самому нанести удар по шайбе. Все это так. Доброта и юмор, столь ценимые им в людях, присущи в полной мере самому Борису. Пусть он иногда нахмурится, и вот уже готово сорваться с уст острое словцо, а через мгновение улыбка снова озаряет лицо, и глаза опять ласковые... Наш разговор возвращается в прежнее русло. — Вы спрашиваете, что извлекаю я из каждого нового полета моих товарищей? Очень многое. Учусь на их опыте, на удачных решениях, ну и, конечно, из ошибок извлекаю урок для себя. Ведь каждый полет вносит что-то новое, это следующая ступень в развитии космо навтики, и необходимо подняться на нее, чтобы шагать дальше. Любой космиче ский полет имеет свою «изюминку», свою индивидуальную особенность, и все это надо пронести через себя, про чувствовать, «проиграть» для себя кос мические вахты других так же, как мы проигрываем на тренажерах отдельные элементы своего предстоящего полета. Я слушаю космонавта,, вновь пережи вая впечатления от следовавших один за другим космических полетов, каждый из которых имел свой особый «почерк». Да, не может быть совершенно одинако вых полетов, как не бывает (помните?) абсолютно одинаковых посадок самолета на Землю даже у одного и того же лет чика. Общее же состояло, прежде всего, в том, что все эксперименты направляют ся единой целью — отработкой различ ных элементов, необходимых для созда ния островов жизни на орбите вокруг Земли, научных и народнохозяйствен ных центров в космосе, способных су ществовать месяцы, а затем и годы, от крывая новые горизонты для прогресса экономики, науки и культуры, укрепляя убеждение, что только вместе, коллек тивно, люди смогут поставить себе на службу все богатства Земли и космоса. В статье «Заглядывая в будущее» председатель Совета по международно му сотрудничеству в области исследова ния и использования космического про странства «Интеркосмос» академик Б. Н. Петров писал: «Главными задачами исследования околоземного пространства останется дальнейшее изучение верхней атмосфе ры Земли, магнитосферы, солнечно-зем ных связей, космических лучей внега лактических источников радиации и других проблем, представляющих инте рес для современной науки. Все большую роль будут играть практические аспекты использования космической техники. Быстрыми темпами начнут развиваться космическая связь и телевидение... Со временем появится также всемирная си стема космической метеорологии с эф фективными средствами обработки ин формации и широким применением вычислительной техники... В более отда ленном будущем, несомненно, станет ре альным хотя бы частичное управление погодой... Важные практические резуль таты дадут навигационные спутники Земли...» Земная орбита по-прежнему остается главной ареной космонавтики. Именно здесь продолжаются систематические научные исследования и народнохозяй ственные эксперименты на длительно действующих орбитальных станциях «Салют». И именно отсюда, с промежу точной орбиты, ведется подготовка к стартам человека к Марсу, Венере и другим планетам Главное направление развития космонавтики, провозглашен ное Советским Союзом на международ ной арене еще в начале шестидесятых годов, показало свою жизненность, не исчерпаемые возможности и перспек тивность. Орбитальная космонавтика набирает силу! ...Вернемся в небольшой уютный ка бинет Бориса Волынова. Он рассказывает о Петре Климуке: «Трудяга-парень, добрый по натуре, мягкий в обращении». Между тем Кли- мук в свои 34 года уже дважды побывал в космосе. «Союз-13» — командир Петр Климук, бортинженер Валентин Лебе дев. «Союз-18» — командир Петр Кли мук, бортинженер Виталий Севастьянов. И опять тот же парадокс в характери стике. Традиционная особенность коман дира— волевой, требовательный и про чее. А здесь — «добрый по натуре, мяг кий в обращении». Хотела написать — он завоевывает авторитет своими путя ми. Но разве слово «завоевывает» под ходит? Это просто обаяние доброй на туры, которая подчиняет себе естествен но, легко, без нажима, которая внушает уважение к себе окружающих необы чайной работоспособностью. «Трудяга- парень»,— нежно сказал о нем Волынов. Не потому ли его самого покорила нату ра Климука, что и он сродни такому че ловеку. Добрый, открытый, а что «тру дяга-парень», так это точно. Знает весь Звездный городок. Климук немногословен. Может быть, именно поэтому сказанное им запомина ется. — Мне кажется,— говорит Волынов,— что он очень полно однажды в краткой формуле охарактеризовал наше общее отношение к своей работе. Сказал он при мерно так: «Самое привлекательное в нашей профессии — это бесконечность ее, неограниченность возможностей по знания. Летчик становится астрофизи ком, помогает биологам, отвечает на во просы метеорологов. И каждый раз тебя ожидает новое...» Разные они люди — командир корабля «Союз-18» Петр Климук и бортинженер Виталий Севастьянов, индивидуальность которого отлична и от характера преды дущего его командира Андрияна Нико лаева. Кипучая энергия, яркие дарова
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2