Сибирские огни, 1976, №12
знать, сколь велика продолжительность сна у каждого, кто подвергнут наблюде нию, частота его пульса, равномерность дыхания и прочее. Данные столь важны, что служат темой обсуждения на меж дународных научных форумах. Широко известны, например, работы, проводимые в этом направлении фран цузским физиологом Мишелем Жуве, создавшим лекарства, с помощью кото рых можно практически вызвать сон любой продолжительности. Жуве назвал эти лекарства «подавляющими бодрство вание». Однако, по его мнению, надо на учиться воздействовать непосредственно на механизм сна и регулировать про должительность бодрствования. Теорети чески, считает Жуве, можно изыскать средства, воздействующие на высшую нервную деятельность человека таким образом, что- он будет спать ровно столько, сколько запланировано, и, если нужно, поддерживать себя в бодрствую щем состоянии в течение нескольких дней. Все это не лишено интереса, но участ ники экспедиции на кораблях «Союз-4» и «Союз-5», как и другие советские кос монавты, бодрствовали и спали ровно столько, сколько требовала программа полета и предписывалось непреклонной медициной. Разве не случается в нашей повседневности, что неотложное дело пе реносит наш сон на завтра? Так и кос монавты порой жертвуют отдыхом, если того требуют обстоятельства. В каждом эксперименте есть свой пик. Не знаю, полностью ли использовали положенное для отдыха время команди ры «Союза-4» и «Союза-5» перед их сты ковкой, которая произошла 16 января 1969 года. Это сказать трудно, так как перед главной операцией экипажи обоих кораблей проверили все бортовые систе мы, о чем доложили на Землю. Сообщение, которое ТАСС передало в тот день газетам, гласило: «В 10 часов 37 минут началось автома тическое сближение кораблей, в резуль тате которого расстояние между двумя кораблями сократилось до 100 метров...» Помню, мы старались представить, что такое сто метров для космического пространства. То были самые трудные метры. Начался этап ручного управле ния, и Шаталов, маневрируя кораблем «Союз-4», осуществил причаливание к «Союзу-5». То был триумф. Он стал окончательным после того, как произо шел взаимный механический захват кораблей, жесткое их стягивание и сое динение электрических цепей. За фра зой сухого сообщения: «На этапах сбли жения, причаливания и стыковки все системы кораблей функционировали нормально» кроются филигранная точ ность, высокое мастерство, присутствие духа и воля к победе командиров Вла димира Шаталова и Бориса Волынова. Это снова к вопросу о мастерстве при проведении стыковки! Лаконичность способа подведения ито га подвижнической работы космонавтов, да и не только самой работы, а резуль тата их многолетнего самоотверженного, не знающего компромиссов труда, нам кажется, выявила со скульптурной рельефностью величие свершенного: «Таким образом, на орбите искусст венного спутника Земли была собрана и начала функционировать первая в мире экспериментальная космическая стан ция с четырьмя отсеками для экипажа, обеспечивающими выполнение большого комплекса экспериментов и исследова ний, а также комфортные условия для работы и отдыха». Стыковка кораблей произошла. Без этого цепкого объятия пилотируемых кораблей не было бы возможно дальней шее развитие событий в данном экспе рименте. Но не в этом величие сделанно го. Оно состояло в демонстрации возмо жностей, в первом показе, в репетиции будущих многоплановых экспериментов, в центре которых неизбежно занимает свое место стыковка пилотируемых кос мических кораблей. Только таким спо собом пока что создаются на орбите во круг Земли станции «Салют» и «Скай- лэб» со сменяемыми экипажами. Возникшие наяву «эфирные поселе ния», предсказанные Циолковским, за слонили изобретательное предвидение научной фантастики. Нет Надобности представлять себе наших космонавтов, летящих на Вегу. Достаточно увидеть их на борту орбитальной станции, месяца ми работающими на виду у планеты Земля, с нею вместе. Мы начинаем при выкать к существованию таких косми ческих филиалов у Земли, без них жизнь кажется неполной. Нас тянет включить голубой экран, с которого улыбнутся, по-видимому, именно тебе жители станции-спутника, которым ты только вчера пожимал руку. Наступило время, когда среди нас живут люди, словно лишь транзитом находящиеся на Земле. Они побывали в космосе не по одному разу, подолгу жили и работали там. И все хотят лететь снова и снова, словно завороженные космосом. Они вновь и вновь проходят циклы трудных, все усложняющихся многоплановых тренировок. Они хороши с друзьями и нежно любят свои семьи. Но мысли их далеко. Закроют глаза — и перед взором боль шие и ослепительно яркие звезды в бар хатной тьме космоса, сверкающая голу бизна Земли в пене облаков... * * * Он всегда в полете. К лету 1976 года прошло семь с поло виной лет после январского старта на «Союзе-5». Немногим менее того перио да, что предшествовал первому полету. Все это время он держал себя «в фор ме». Это не значит, что он не шутил, не посещал театры, не увлекался бойкой
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2