Сибирские огни, 1976, №12
исходящим в космической лаборатории. Первый свой телерепортаж Борис Бо льшое провел тоже в день старта из ор битального отсека и кабины космонав тов. Он рассказал, как выполнялась им ручная ориентация корабля на Солнце и проводились наблюдения за небесными светилами в определенном ракурсе, при ориентированном положении корабля. В этом случае он был астрономом. Затем он изучал прохождение радиоволн через ионосферу и стал астрофизиком. Потом проводил медицинские наблюдения. За нося в бортжурнал наблюдения за гео- лого-географическими объектами, он превращался в космического геолога. Волынов не забыл сообщить Земле, что экипаж хорошо пообедал на орбите — ели суп харчо, куриное филе, закусили шоколадом, запили фруктовым соком... Сейчас особенно наглядно — богатые плоды принес этот первый выход Волы- нова на орбиту. На станции «Салют-5» он уже в полной мере смог применить свои знания, полученные в первом поле те и обогащенные в промежутке между двумя стартами. Вместе с Виталием Жо- лобовым он заносит в бортжурнал на блюдения за непослушными рыбками гуппи, за их приспособительными реак циями на невесомость. Он ведет меди цинские самонаблюдения, педантично фиксируя показания приборов «Левкой», «Амак», «Массметр». И остается всегда самим собой, чутким к комичной ситуа ции. И кажется, что нет расстояния между ним и Землей, когда Борис вос клицает сквозь смех: «Елки-палки! А рыбки-то разбежались!» ...И все же заботы этого насыщенного первого дня полета 1969 года далеко еще не были исчерпаны. К 19 часам корабль «Союз-5» перешел на другую орбиту. То был. первый кардинальный шаг, пред шествующий будущему сближению и стыковке кораблей. «Строилась», монти ровалась новая, общая для двух кораб лей, орбита. Утром следующего дня шаталовский корабль, в свою очередь, переходит на новую орбиту, близкую к волыновской. Пока командиры решали центральную задачу, члены экипажа «Союз-5» борт инженер А. С. Елисеев и инженер-иссле дователь Е. В. Хрунов продолжали за планированный цикл научных наблюде ний и экспериментов. Надо использовать производительно каждую минуту для изучения характеристик окружающего странного и вместе с тем бесконечно увлекательного мира, для исследования тонких закономерностей глубоких свя зей и взаимозависимостей явлений в космосе и на Земле, для более полного познания тех процессов, что привели к образованию самой Земли и ее развитию как «гавани человечества», наконец, для раскрытия новых богатств ее недр, спрятанных в таких тайниках, которые недоступны для обнаружения при тра диционном зондировании поверхности. Комментируя в те дни значение поле та «Союза-4» и «Союза-5», член-коррес пондент Академии наук СССР Кирилл Яковлевич Кондратьев отмечал еще од ну сторону проведенных исследований. На первый взгляд они «стыкуются» с чисто эстетическим восприятием космо навтами великолепия красок нашей пла неты. Оказывается, дело не столько в художественных впечатлениях. «Тонкое и правильное различение этих красок,— говорил ученый,— имеет огромное практическое значение для нас, землян, для решения наших зем ных проблем. Для того, чтобы следить за разнообразными явлениями природы, в первую очередь такими опасными, как ураганы, наводнения или пыльные бури, и своевременно предсказывать их, нуж но иметь фотографии того района Зем ли, который нас интересует. Именно они позволяют оценить характер и динамику протекающих процессов, если, разумеет ся, есть возможность делать снимки че рез определенные промежутки времени. Свою эффективность уже показали ма териалы аэрофотосъемки, помогающие решению разнообразных задач геологии, сельскохозяйственного производства, геоботаники, гидрогеологии и многих других отраслей народного хозяйства. Еще с большим успехом могут быть ис пользованы и уже используются данные фотосъемки с пилотируемых космиче ских кораблей. Глобальный масштаб таких съемок, осуществляемых квали фицированными наблюдателями, делает такие снимки уникальными с точки зре ния исследования процессов и явлений, охватывающих большие территории...» Это — снова к вопросу о возрастаю щей роли человека-исследователя на борту космического корабля и о двух путях развития авиации — «матери кос монавтики» и самой космонавтики. Только опытный и квалифицированный оператор (так на профессиональном языке именуют членов космического экипажа) способен контролировать и направлять «взаимодействие» с автома тикой, путем связи с наземными стан циями контроля и слежения оценивать и соответственно регулировать ход эк сперимента, принимая оптимальные ре шения. Еще в большей степени это отно сится к использованию для получения изображения земной поверхности мето дов инфракрасной, лазерной и радиоло кационной техники. Подобные рассуждения, приоткрывая лишь один уголок многообразной науч ной деятельности на борту космических кораблей, позволяют, нам думается, представить в должном объеме две осо бенности — высшую степень профессио нальной и научно-технической квали фикации их экипажей, а также гранди озность объема работы, выполняемой ежечасно, ежеминутно, ежесекундно. Пусть не прозвучит парадоксом, но кос монавт даже в то время, когда спит, вы полняет определенное задание. Медики неусыпно наблюдают за ним. Им важно
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2