Сибирские огни, 1976, №12

исходящим в космической лаборатории. Первый свой телерепортаж Борис Бо­ льшое провел тоже в день старта из ор­ битального отсека и кабины космонав­ тов. Он рассказал, как выполнялась им ручная ориентация корабля на Солнце и проводились наблюдения за небесными светилами в определенном ракурсе, при ориентированном положении корабля. В этом случае он был астрономом. Затем он изучал прохождение радиоволн через ионосферу и стал астрофизиком. Потом проводил медицинские наблюдения. За­ нося в бортжурнал наблюдения за гео- лого-географическими объектами, он превращался в космического геолога. Волынов не забыл сообщить Земле, что экипаж хорошо пообедал на орбите — ели суп харчо, куриное филе, закусили шоколадом, запили фруктовым соком... Сейчас особенно наглядно — богатые плоды принес этот первый выход Волы- нова на орбиту. На станции «Салют-5» он уже в полной мере смог применить свои знания, полученные в первом поле­ те и обогащенные в промежутке между двумя стартами. Вместе с Виталием Жо- лобовым он заносит в бортжурнал на­ блюдения за непослушными рыбками гуппи, за их приспособительными реак­ циями на невесомость. Он ведет меди­ цинские самонаблюдения, педантично фиксируя показания приборов «Левкой», «Амак», «Массметр». И остается всегда самим собой, чутким к комичной ситуа­ ции. И кажется, что нет расстояния между ним и Землей, когда Борис вос­ клицает сквозь смех: «Елки-палки! А рыбки-то разбежались!» ...И все же заботы этого насыщенного первого дня полета 1969 года далеко еще не были исчерпаны. К 19 часам корабль «Союз-5» перешел на другую орбиту. То был. первый кардинальный шаг, пред­ шествующий будущему сближению и стыковке кораблей. «Строилась», монти­ ровалась новая, общая для двух кораб­ лей, орбита. Утром следующего дня шаталовский корабль, в свою очередь, переходит на новую орбиту, близкую к волыновской. Пока командиры решали центральную задачу, члены экипажа «Союз-5» борт­ инженер А. С. Елисеев и инженер-иссле­ дователь Е. В. Хрунов продолжали за­ планированный цикл научных наблюде­ ний и экспериментов. Надо использовать производительно каждую минуту для изучения характеристик окружающего странного и вместе с тем бесконечно увлекательного мира, для исследования тонких закономерностей глубоких свя­ зей и взаимозависимостей явлений в космосе и на Земле, для более полного познания тех процессов, что привели к образованию самой Земли и ее развитию как «гавани человечества», наконец, для раскрытия новых богатств ее недр, спрятанных в таких тайниках, которые недоступны для обнаружения при тра­ диционном зондировании поверхности. Комментируя в те дни значение поле­ та «Союза-4» и «Союза-5», член-коррес­ пондент Академии наук СССР Кирилл Яковлевич Кондратьев отмечал еще од­ ну сторону проведенных исследований. На первый взгляд они «стыкуются» с чисто эстетическим восприятием космо­ навтами великолепия красок нашей пла­ неты. Оказывается, дело не столько в художественных впечатлениях. «Тонкое и правильное различение этих красок,— говорил ученый,— имеет огромное практическое значение для нас, землян, для решения наших зем­ ных проблем. Для того, чтобы следить за разнообразными явлениями природы, в первую очередь такими опасными, как ураганы, наводнения или пыльные бури, и своевременно предсказывать их, нуж­ но иметь фотографии того района Зем­ ли, который нас интересует. Именно они позволяют оценить характер и динамику протекающих процессов, если, разумеет­ ся, есть возможность делать снимки че­ рез определенные промежутки времени. Свою эффективность уже показали ма­ териалы аэрофотосъемки, помогающие решению разнообразных задач геологии, сельскохозяйственного производства, геоботаники, гидрогеологии и многих других отраслей народного хозяйства. Еще с большим успехом могут быть ис­ пользованы и уже используются данные фотосъемки с пилотируемых космиче­ ских кораблей. Глобальный масштаб таких съемок, осуществляемых квали­ фицированными наблюдателями, делает такие снимки уникальными с точки зре­ ния исследования процессов и явлений, охватывающих большие территории...» Это — снова к вопросу о возрастаю­ щей роли человека-исследователя на борту космического корабля и о двух путях развития авиации — «матери кос­ монавтики» и самой космонавтики. Только опытный и квалифицированный оператор (так на профессиональном языке именуют членов космического экипажа) способен контролировать и направлять «взаимодействие» с автома­ тикой, путем связи с наземными стан­ циями контроля и слежения оценивать и соответственно регулировать ход эк­ сперимента, принимая оптимальные ре­ шения. Еще в большей степени это отно­ сится к использованию для получения изображения земной поверхности мето­ дов инфракрасной, лазерной и радиоло­ кационной техники. Подобные рассуждения, приоткрывая лишь один уголок многообразной науч­ ной деятельности на борту космических кораблей, позволяют, нам думается, представить в должном объеме две осо­ бенности — высшую степень профессио­ нальной и научно-технической квали­ фикации их экипажей, а также гранди­ озность объема работы, выполняемой ежечасно, ежеминутно, ежесекундно. Пусть не прозвучит парадоксом, но кос­ монавт даже в то время, когда спит, вы­ полняет определенное задание. Медики неусыпно наблюдают за ним. Им важно

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2