Сибирские огни, 1976, №12

к хоккею. Спорт для нас не только удо­ вольствие. Все космонавты непременно спортсмены: занимаются плаванием, ходьбой на лыжах, волейболом, футбо­ лом, теннисом, бегом, прыжками, упраж­ нениями на перекладине и брусьях. Мы с Валерием Быковским частенько игра­ ем в бадминтон — неприхотливая игра, любая лужайка годится. Занятия спортом — важная часть фи­ зической подготовки космонавта. Меди­ ки зарегистрировали, что спортивная за­ калка повышает скорость зрительных восприятий в полтора-два раза, быстро­ та двигательной реакции увеличивается на двадцать пять—тридцать процентов, повышается сгорость адаптации зрения, совершенствуются функции вестибуляр­ ного аппарата и вырабатывается более быстрая автоматизация ответных реак­ ций человека при работе с различной аппаратурой. Таким образом вырабаты­ вается то, что Юра Гагарин называл «за­ пасом физической прочности». — Нынешние тренажеры, — продол­ жал Борис Валентинович,— становятся сложными и вместе с тем специализиро­ ванными. Они должны соответствовать тем системам приборов, которые исполь­ зуются космонавтом на корабле, исполь­ зуются комплексно или выборочно, в за­ висимости от обстановки. Как видите, и тут нет двух совершенно одинаковых «посадок». По мере развития космонав­ тики роль человека в управлении кораб­ лем последовательно возрастает. А раз на человека возлагается больше обязан­ ностей. экипажи становятся более квалифицированными. Для меня была большой школой рабо­ та на корабле «Союз-5», когда создава­ лась первая экспериментальная орби­ тальная станция. Стыковка — дело труд­ ное. Отрепетировать ее полностью нельзя, космическая среда вносит свои коррективы в восприятие пространства, это надо почувствовать на ходу и при­ нять во внимание. Иногда приходилось визуально соразмерять линию сближе­ ния, регулировать включение двигателя, а также «топать на собственных руч­ ках», точно идя по законам сближения. У каждого мастера своей профессии всегда есть любимый «конек». Для Бо­ риса Валентиновича это — стыковка. Над теорией и практикой стыковки ко­ раблей в космосе он. что называется, бился и размышлял, примеривал, чертил собственные схемы, советовался с това­ рищами и перед первым, и перед вторым своим стартом. Второй период стал для него уже высшей школой космического мастерства. И в центр ее он поставил стыковку. Мне вопомнился этот его «ко­ нек», эта его увлеченность технической задачей, когда с такой безукоризненной виртуозностью была произведена сты­ ковка корабля «Союз-21» со станцией «Салют-5». Вот как это было. В то время, когда «Союз-21» начал свой полет, станция «Салют-5» облетела планету более двухсот раз. Незадолго до старта корабля она прошла над космо­ дромом, и «Союз-21» устремился за ней. Плоскости орбит совпадали, но станция шла выше примерно на сто километров. Для того, чтобы встретиться с «Салю­ том» и состыковаться с ним, нужно бы­ ло поднять корабль и скорректировать его трассу таким образом, чтобы она точ­ но повторяла путь движения станции. Эта общая трасса называетсй монтажной орбитой. Первый маневр для выхода на нее «Байкалы» совершили на пятом витке (свой прежний позывной — «Байкал» Борис Волынов сохранил и в нынешнем полете: «Мне нравится быть «Байкалом», так как родился я в Иркутске»). Маневр двухимпульсный, то есть двигатель включается дважды. Время включения и продолжительность работы определя­ ются на Земле. Сама же операция про- , изводится космонавтами и должна быть выполнена безукоризненно четко при точнейшей ориентации корабля в прост­ ранстве. Второй маневр «Союз-21» выполнил на семнадцатом витке. Сначала предпо­ лагалось, что он тоже будет двухим- пульсным. Но дважды включать двига­ тельную установку не потребовалось.. Корабль был поставлен на монтажную орбиту как бы одним рывком. В истории науки и техники принято наиболее выдающиеся эксперименты и открытия называть именами их создате­ лей. Например, широко' известен в фи­ зике «эффект Черенкова». Не станут ли когда-нибудь называть снайперскую стыковку «Союза-21» «рывком Волы- нова»? — Включайте ручное причаливание!— командует «Заря». Пятьдесят метров... Сорок... Двадцать... — Стык! — восклицает Волынов. — Молодцы, «Байкалы»! Мягкое-мягкое соударение было. — То, что познал на опыте, прочувст­ вовал, продумал, стремлюсь передать ученикам,— говорит Борис Валентино­ вич.— Вы спрашиваете, кто из них бли­ же мне по духу, кем я мог бы гордить­ ся? Скажу. Например, Юра Романенко, Володя Джанибеков. Тезка Юры Гагари­ на немного напоминает мне его самого. Юра Романенко живо интересуется всем, «впитывает» в себя знания, навыки, це­ леустремленный. Душой легок, с юмо­ ром. В авиации научился работать с людьми. Он был зачислен в отряд кос­ монавтов в 1970 году, участвовал затем в работах по программе «Союз—Апол­ лон», был выдвинут в состав запасного четвертого экипажа. Всего на два года старше Романенко Владимир Джанибе­ ков, который также стал участником программы совместного полета в соста­ ве третьего экипажа «Союза». Волынов тепло, я бы сказала, с неж- - ностью характеризовал своих дру­ зей, их деловые и человеческие ка- ‘ чества, сам не замечая, что акцент

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2