Сибирские огни, 1976, №12

Но вернемся к металлам. При плавке в обычных земных условиях металлы с малой плотностью поднимаются на­ верх. Скажем в скобках, что, наблюдая это явление, крупнейший геохимик на­ шего времени академик Александр Пав­ лович Виноградов, недавно ушедший из жизни, моделировал процесс образова­ ния оболочек нашей планеты методом «зонной плавки» метеоритного вещества, что привело его к интереснейшим кос­ могоническим выводам. Об этом мы то­ же говорили с Борисом Валентиновичем в тот памятный день. Металлурги же не приходят в восторг от такого процесса, хотя он и служит свою службу при очистке металлов. Пла­ вучесть отдельных компонентов приво­ дит к беспорядочности процесса отверде­ ния и кристаллизации расплава. Поэтому материалы отливки часто не удовлетво­ ряют многим требованиям и подвергают­ ся дальнейшей многоступенчатой об­ работке. В металле, находящемся в космосе, не наблюдается явлений плавучести или тепловой конвекции (перемешивания). Это создает возможность получать от­ ливки с желаемыми характеристиками, без внутренних дефектов. Есть еще один фактор, который гово­ рит о преимуществах плавки в невесо­ мости. Это — необычайное ускорение так называемых «сил поверхностного натя­ жения», приводящее к тому, что металл принимает устойчивую сферическую форму почти мгновенно, словно по мано­ вению волшебного жезла. При этом «жезлом» служит та же невесомость. Надеюсь, приведенные аргументы уже убедили читателя в преимуществах кос­ мической технологии. Нам помог в этом и Борис Волынов. Миллионы телезрите­ лей были приглашены в лаборатории орбитальной станции «Салют-5», где не­ весомость была поставлена на службу металлургическому процессу, где из легкоплавкого металла выплавлялись эти самые «сферы» — шарики идеальной формы, которые очень трудно получить на Земле, где выращивались в новой среде кристаллы, столь необходимые технике. Но мы еще не сказали о том, что на­ ступает время, когда без космической технологии вообще будет обходиться трудно. Размеры орбитальных станций будут расти. Некоторые из них, вероят­ но, станут создаваться путем сборки в космосе отдельных их частей, доставляе­ мых транспортными кораблями на орби­ ту, где будут выполняться разнообраз­ ные технологические процессы. Длитель­ ная работа таких станций потребует и ремонтных работ в условиях космоса. А какой может быть ремонт без плавки и сварки! Не исключено, что человечество заду­ мает вынести в космос некоторые произ­ водства, загрязняющие атмосферу и вполне безвредные за ее пределами в силу тех же «шуток невесомости». Это — будущее. Но и сегодня, говорит Волынов, работа космонавта на орби­ тальной станции требует большой науч­ но-технической подготовленности, уме­ ния квалифицированно производить различные эксперименты и наблюде­ ния — астрономического, географическо­ го, геологического, топографического, ин­ женерного свойства, становиться биоло­ гом и медиком. Сверх того, длительная работа в «эфирном поселении» предъ­ являет новые, по сравнению с первым периодом пилотируемых полетов, тре­ бования к физической и моральной ус­ тойчивости членов экипажа. «Тяжело на Земле, легко в космосе» — эта крылатая фраза точно соответствует режиму тренировок космонавтов, гото­ вящихся к работе в космосе, тем более на борту орбитальной станции. Сюда входят и полеты на самолете. — Авиация, — продолжал Волынов развивать свои мысли вслух,— поддер­ живает квалификацию космонавта, фор­ мирует характер, закаляет силу воли, оттачивает умение ориентироваться в сложной обстановке, принимать «единст­ венно правильное решение». Пилотаж делает человека строже, серьезнее, на­ конец, дает закалку вестибулярному ап­ парату. Авиация имеет великолепные традиции, передающиеся из поколения в поколение. Одна из этих традиций, взя­ тая на вооружение космонавтики, вопло­ щена в коротком изречении: «В авиации мелочей нет». — И заметьте,— добавил он,— нет оди­ наковых полетов и нет двух одинаковых посадок, даже у одного и того же лет­ чика... — А помогает умение управлять само­ летом мастерству оператора на борту космического кбрабля? — спросила я. — Сходства мало,— последовал от­ вет.— Управление самолетом произво­ дится с помощью аэродинамических сил, корабль же регулируется микродвигате­ лями. Ручку управления самолета можно немного «припустить» или, наоборот, немного убрать. В космонавтике такие действия недопустимы — принципы уп­ равления совсем иные. Поэтому трени­ ровки к космическим полетам проводятся на специальных тренажерах и отдель­ ные участки полета проигрываются на них «поэлементно». — Это что, термин? — Нет, это мне сейчас пришло в голо­ ву, но слово, по-видимому, точное. Про­ игрываются, например, динамические операции: маневры, посадка. — Мне хотелось бы яснее представить, как строится физическая подготовка космонавтов? — Система делится на четыре части: подготовка до полетов в космос, непо­ средственно перед полетом, во время по­ летов (специальные упражнения) и пос­ ле полетов (для восстановления мышеч­ ной силы и координации движений, для восстановления функций вестибулярного аппарата). Вам известно мое пристрастие

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2