Сибирские огни, 1976, №12
Но вернемся к металлам. При плавке в обычных земных условиях металлы с малой плотностью поднимаются на верх. Скажем в скобках, что, наблюдая это явление, крупнейший геохимик на шего времени академик Александр Пав лович Виноградов, недавно ушедший из жизни, моделировал процесс образова ния оболочек нашей планеты методом «зонной плавки» метеоритного вещества, что привело его к интереснейшим кос могоническим выводам. Об этом мы то же говорили с Борисом Валентиновичем в тот памятный день. Металлурги же не приходят в восторг от такого процесса, хотя он и служит свою службу при очистке металлов. Пла вучесть отдельных компонентов приво дит к беспорядочности процесса отверде ния и кристаллизации расплава. Поэтому материалы отливки часто не удовлетво ряют многим требованиям и подвергают ся дальнейшей многоступенчатой об работке. В металле, находящемся в космосе, не наблюдается явлений плавучести или тепловой конвекции (перемешивания). Это создает возможность получать от ливки с желаемыми характеристиками, без внутренних дефектов. Есть еще один фактор, который гово рит о преимуществах плавки в невесо мости. Это — необычайное ускорение так называемых «сил поверхностного натя жения», приводящее к тому, что металл принимает устойчивую сферическую форму почти мгновенно, словно по мано вению волшебного жезла. При этом «жезлом» служит та же невесомость. Надеюсь, приведенные аргументы уже убедили читателя в преимуществах кос мической технологии. Нам помог в этом и Борис Волынов. Миллионы телезрите лей были приглашены в лаборатории орбитальной станции «Салют-5», где не весомость была поставлена на службу металлургическому процессу, где из легкоплавкого металла выплавлялись эти самые «сферы» — шарики идеальной формы, которые очень трудно получить на Земле, где выращивались в новой среде кристаллы, столь необходимые технике. Но мы еще не сказали о том, что на ступает время, когда без космической технологии вообще будет обходиться трудно. Размеры орбитальных станций будут расти. Некоторые из них, вероят но, станут создаваться путем сборки в космосе отдельных их частей, доставляе мых транспортными кораблями на орби ту, где будут выполняться разнообраз ные технологические процессы. Длитель ная работа таких станций потребует и ремонтных работ в условиях космоса. А какой может быть ремонт без плавки и сварки! Не исключено, что человечество заду мает вынести в космос некоторые произ водства, загрязняющие атмосферу и вполне безвредные за ее пределами в силу тех же «шуток невесомости». Это — будущее. Но и сегодня, говорит Волынов, работа космонавта на орби тальной станции требует большой науч но-технической подготовленности, уме ния квалифицированно производить различные эксперименты и наблюде ния — астрономического, географическо го, геологического, топографического, ин женерного свойства, становиться биоло гом и медиком. Сверх того, длительная работа в «эфирном поселении» предъ являет новые, по сравнению с первым периодом пилотируемых полетов, тре бования к физической и моральной ус тойчивости членов экипажа. «Тяжело на Земле, легко в космосе» — эта крылатая фраза точно соответствует режиму тренировок космонавтов, гото вящихся к работе в космосе, тем более на борту орбитальной станции. Сюда входят и полеты на самолете. — Авиация, — продолжал Волынов развивать свои мысли вслух,— поддер живает квалификацию космонавта, фор мирует характер, закаляет силу воли, оттачивает умение ориентироваться в сложной обстановке, принимать «единст венно правильное решение». Пилотаж делает человека строже, серьезнее, на конец, дает закалку вестибулярному ап парату. Авиация имеет великолепные традиции, передающиеся из поколения в поколение. Одна из этих традиций, взя тая на вооружение космонавтики, вопло щена в коротком изречении: «В авиации мелочей нет». — И заметьте,— добавил он,— нет оди наковых полетов и нет двух одинаковых посадок, даже у одного и того же лет чика... — А помогает умение управлять само летом мастерству оператора на борту космического кбрабля? — спросила я. — Сходства мало,— последовал от вет.— Управление самолетом произво дится с помощью аэродинамических сил, корабль же регулируется микродвигате лями. Ручку управления самолета можно немного «припустить» или, наоборот, немного убрать. В космонавтике такие действия недопустимы — принципы уп равления совсем иные. Поэтому трени ровки к космическим полетам проводятся на специальных тренажерах и отдель ные участки полета проигрываются на них «поэлементно». — Это что, термин? — Нет, это мне сейчас пришло в голо ву, но слово, по-видимому, точное. Про игрываются, например, динамические операции: маневры, посадка. — Мне хотелось бы яснее представить, как строится физическая подготовка космонавтов? — Система делится на четыре части: подготовка до полетов в космос, непо средственно перед полетом, во время по летов (специальные упражнения) и пос ле полетов (для восстановления мышеч ной силы и координации движений, для восстановления функций вестибулярного аппарата). Вам известно мое пристрастие
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2