Сибирские огни, 1976, №11

КРИТИКА , А1/1ТЕРАТНРПВЕДЕНИЕ Владимир Шапошников ««ЗА ч ел о в ек а , НАМЕЧЕННОГО В ДУШЕ» (Заметки о прозе Василия Коньякова) «Природа любой вещи лучше всего познается в ее малых частицах». Эти слова Аристотеля, сказанные по поводу явлений и предметов материального ми­ ра, вполне приложимы и к произведе­ ниям искусства. Действительно, если перед нами истинный художник слова, то талант его почувствуешь по одному абзацу, даже по одному предложению. «Я сижу на скамейке у стола, ловлю его исчезающую теплоту, и мне стано­ вится грустно, словно что-то чувствую в себе и теряю. Выхожу на улицу. Из труб падает дым. Не идет вверх, а расплывается, свали­ вается с крыш на воротца, и под ним движется тень по снегу, и глазам мягко смотреть на эту тень, свет там не так те­ пел и резок. И дым с нежным запахом помела и пода бережно клубится над головой, оседает за плетень. За избами, на оттаявших пятачках соломы, расхаживают куры, выпущен­ ные уже на солнце. Красный петух, широко расставляя ноги, разгребает солому под собой. Вски­ нет голову и начинает ходить важно, грудью вперед, как шаржированный же­ них из хора имени Пятницкого. А ат­ ласное оперение его на шее плывет, плавится в беспокойном движении, и тяжелым лоскутом дрожит рубиновая бородка». Думаю, данный отрывок, взятый мною наудачу из повести В. Коньякова «Сне­ гири горят на снегу», говорит сам за себя. Это добротная русская проза, где каждое предложение, каждое слово мно­ го раз примерялось, взвешивалось, про­ бовалось на слух и «на зуб», прежде чем лечь на страницу. Писательский почерк В. Коньякова узнаваем, потому что этот автор обрел себя, очертил свои тематические «гори­ зонты», выработал собственный стиль, склад речи. За пятнадцать лет работы в литературе им написано не так уж много: четыре повести, несколько рас­ сказов и стихотворных произведений. Факт, сам по себе говорящий скорее в пользу автора. В. Коньяков написал, а точнее сказать, напечатал сравнительно мало из-за своей «совестливости», из-за того, что он просто не может, стыдится выпускать в свет вещи сырые, «неотле- жавшиеся». Каждая его книга рождается долго и трудно. И тем более досадно, что эти книги, нам кажется, по достоин­ ству так до сих пор и не оценены. А между тем повести В. Коньякова — это не только добротная, «качественная» проза; в них мы найдем не только вели­ колепные пейзажи и живые человече­ ские характеры, но столкнемся также с проблемами и вопросами, право, сто­ ящими того, чтобы перед' ними задер­ жаться подольше... Первая повесть В. Коньякова «Цвет солнечных бликов» появилась в 1961 году, когда автору перевалило уже за тридцать. За плечами, как принято го­ ворить, был солидный груз прожитых

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2