Сибирские огни, 1976, №11
КРИТИКА , А1/1ТЕРАТНРПВЕДЕНИЕ Владимир Шапошников ««ЗА ч ел о в ек а , НАМЕЧЕННОГО В ДУШЕ» (Заметки о прозе Василия Коньякова) «Природа любой вещи лучше всего познается в ее малых частицах». Эти слова Аристотеля, сказанные по поводу явлений и предметов материального ми ра, вполне приложимы и к произведе ниям искусства. Действительно, если перед нами истинный художник слова, то талант его почувствуешь по одному абзацу, даже по одному предложению. «Я сижу на скамейке у стола, ловлю его исчезающую теплоту, и мне стано вится грустно, словно что-то чувствую в себе и теряю. Выхожу на улицу. Из труб падает дым. Не идет вверх, а расплывается, свали вается с крыш на воротца, и под ним движется тень по снегу, и глазам мягко смотреть на эту тень, свет там не так те пел и резок. И дым с нежным запахом помела и пода бережно клубится над головой, оседает за плетень. За избами, на оттаявших пятачках соломы, расхаживают куры, выпущен ные уже на солнце. Красный петух, широко расставляя ноги, разгребает солому под собой. Вски нет голову и начинает ходить важно, грудью вперед, как шаржированный же них из хора имени Пятницкого. А ат ласное оперение его на шее плывет, плавится в беспокойном движении, и тяжелым лоскутом дрожит рубиновая бородка». Думаю, данный отрывок, взятый мною наудачу из повести В. Коньякова «Сне гири горят на снегу», говорит сам за себя. Это добротная русская проза, где каждое предложение, каждое слово мно го раз примерялось, взвешивалось, про бовалось на слух и «на зуб», прежде чем лечь на страницу. Писательский почерк В. Коньякова узнаваем, потому что этот автор обрел себя, очертил свои тематические «гори зонты», выработал собственный стиль, склад речи. За пятнадцать лет работы в литературе им написано не так уж много: четыре повести, несколько рас сказов и стихотворных произведений. Факт, сам по себе говорящий скорее в пользу автора. В. Коньяков написал, а точнее сказать, напечатал сравнительно мало из-за своей «совестливости», из-за того, что он просто не может, стыдится выпускать в свет вещи сырые, «неотле- жавшиеся». Каждая его книга рождается долго и трудно. И тем более досадно, что эти книги, нам кажется, по достоин ству так до сих пор и не оценены. А между тем повести В. Коньякова — это не только добротная, «качественная» проза; в них мы найдем не только вели колепные пейзажи и живые человече ские характеры, но столкнемся также с проблемами и вопросами, право, сто ящими того, чтобы перед' ними задер жаться подольше... Первая повесть В. Коньякова «Цвет солнечных бликов» появилась в 1961 году, когда автору перевалило уже за тридцать. За плечами, как принято го ворить, был солидный груз прожитых
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2