Сибирские огни, 1976, №10
прямо в песчаный косогор, под которым лежал командир взвода... Когда солдаты откопали своего взводного, тот был уже мертвым («Амбразура, полная звезд»). Молоденького солдата смертельно рани ло, и он зовет к себе не санитаров, а корреспондента и просит написать о нем. («В сантиметре сто километров»). Все эти факты и случаи потрясают именно своей обыденностью, но именно через них автору удается показать всю чудовищную противоестественность во енных будней, всю их «несовместимость» с обычным человеческим житьем- бытьем. Но тем большую любовь и уважение к себе вызывает простой русский солдат, который не ожесточился от соприкосно вения с этими буднями, сумел сберечь в себе все самое доброе, человеческое. Вос создавая мелочи, «осколки» фронтового быта, В. Цеханович везде и всюду про водит мысль, что советский солдат даже в самых малых, самых незначительных делах и поступках умеет проявить свои лучшие человеческие качества, рас крыть свою большую, щедрую душу. Рассказывая свои «маленькие истории», автор вовсе не обезличивает действую щих лиц, которых у него, к слову ска зать, не один десяток. В. Цеханович обладает завидным умением цепко схва тить и запечатлеть каждого, кто попадав ет в поле его видения, передать немно гими словами всю индивидуальность данного персонажа —и его осанку, и по ходку, и говорок... Всего несколько реплик подает уже упомянутый выше Старшой («Это де довское «ура»), но читателю надолго за помнится его рубленая, с «косноязычин- кой» речь, как запомнится и весь его облик сурового командира и отважного бойца. Столь же броско и выразительно выписаны и разведчик Потурай — «от важное, но балованное дитя переднего края» («Останется между нами»), и ми лая девушка-связистка Синичка из того же рассказа, и любимец роты Косенков, «желторотый птенец и вместе с тем ве зучий, бесстрашный малый» («Это дедовское «ура»), и поэт-герой Борис Бо- гатков, с которым фронтовая судьба не надолго свела автора в марте сорок тре тьего («Сквозь чащу лет»). Большинство рассказов В. Цеханови- ча — о пережитом, выстраданном, во очию увиденном. Именно это «личное» начало и сообщает его книге цельность и ту трепетную, лирическую, испове дальную интонацию, которая всегда так подкупает читателя. И думается, автор напрасно решил в конце несколько под- расширить тематические рамки сборни ка, напрасно вставил в него рассказы из мирной жизни. И «Тонкие стены», и «Глаголы в левом кармане», и «По ту сторону неудачи» —рассказы сами по себе неплохие, написанные вполне про фессионально. Однако рядом с невыду манными рассказами о войне они все же проигрывают, вносят даже некоторый диссонанс в эту очень правдивую, взвол нованно написанную книгу. В. ШАПОШНИКОВ Ивам Краснов. К Вечному огню. Стихи. Ху дожник А. Шуриц. Новосибирск, Зал.-Сиб. кн. изд., 1976. Не так просто сделать детскую книж ку, как это, видимо, показалось А. Шу- рицу в работе над стихами И. Краснова «К Вечному огню». Книга удивляет не творческим, поверхностным подходом художника к тексту, низким профессио нальным уровнем его работы. В День Победы дед, ветеран войны, идет с внуком к Монументу Славы, рас сказывает малышу о минувших боях, о героизме воинов-сибиряков, о горечи бесчисленных утрат, о счастье долго жданной Победы, о памяти народной, которая, как Вечный огонь у Монумента, никогда не угаснет в сердцах людей. Те ма серьезная, важная, ответственная. Поэт сумел облечь ее в простую, доступ ную форму, сумел найти точные и весо мые слова: Подвиг каждого звездой отмечен. Если б с монументов эти звезды Стаями над городом взлетели. То закры ли бы собой все небо... Это. стихи о новосибирском Монумен те Славы, и тем обиднее, что книга «К Вечному огню» как целое — не со стоялась. В чем же причина? Иллюстраций в книге много: только тех, что занимают целые полосы,—семь. Обширное поле для деятельности, но стоит ли говорить о том, что можно было сделать,—посмот рим лучше, что сделано. Сразу бросается в глаза резкое несоот ветствие текста и оформления. Текст — торжественен, приподнят. Оформле ние — угрюмо, безжизненно, уныло и аляповато. Серость господствует в книж ке, начиная с обложки, где стоят уны лые и прокопченные —по воле худож ни ка—пионеры. Правда, серости прида ются бледные оттенки —синий, зеленый, желтый. Вот, пожалуй, и вся цветовая гамма. Безжизненностью, холодом равноду шия и безмыслия веет от рисунков. И даже радостный День Победы изобра жен теми же грязными красками, что и суровые будни. Больше того, оказывается, иллюстра ции не соответствуют тексту и по распо ложению в книге, и по содержанию, кроме разве помещенных на второй и третьей сторонах обложки. Остальные изображения обезличенно схематичны: вот слева идут танки, а справа бегут солдаты, вот —то же самое, только в обратном порядке — справа танки, слева солдаты. Солдаты, с при
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2