Сибирские огни, 1976, №10
у книжной полки 189 ром, вздымаются строки стихотворения ■о том, что — «следы любые гаснут в оке ане. Чем вал сильней — тем незаметней след. Кто морем жил — печалиться не станет о том, что в море — памятников нет». И не в пример некоторым отцам, поспешающим к юным с массой упре ков и нравоучений, этот мужественный человек, уверенный в «необрываемых нитях», связывающих поколения, в за ключение говорит: Нет, не уходим — сходим постепенно, становим ся частицами морей. Пусть говорят, что все на свете тленно, а я не верю тленности моей. Другие корабли идут по свету, родные оставляя берега. И не к лицу мне, старому корвету, на молодость глядеть, к ак на врага. Им дальш е плы ть, наученным и рьяным , к неведомым ж еланным чудесам. К ак я был верен парусам багряным — они верны багряным парусам! Различны биографии детей. Различ ны биографии их родителей. Но при всей отличительности героев стихотворений сборника, как матерей, так и отцов объ единяет не только любовь к своим детям, но и к сверстникам сынов и доче рей. И в стихотворении Геннадия Кар- пунина «На далеком лесном полустан ке» отцу представляется, как — Табачок его в городе хвалят: — Ну, таб ак ,— говорят,— ну, табак, Он и черта, наверное, свалит. И светлеет лицо у отца, А когда разм ечтается шибко. Долго-долго не сходит с лица, Словно солнечный зайчик, Улыбка Перед составителем и редактором сборника стояла трудная задача Надо было подобрать стихи так, чтобы не схожесть авторских почерков не разъе диняла бы поэтический материал, а, на оборот, помогала бы воспринять читате лю сборник как единое целое. Можно сказать, что эта задача решена успеш н о—сыны и дочери, отцы и матери соб рались в этой книге, как в просторном гостеприимном доме, в котором отсутст вует какое бы то ни было непонимание между людьми. И хотя этот сборник ад ресован юношеству, мне кажется, что его с интересом прочтут все, любящие поэзию. А . РОМАНОВ Василий Цеханович. Гляжу издалека. Рас сказы. Лениздат, 197S. ...Солдаты провожают в тыл своего ротного командира, тяжело раненного в бою. Но прежде чем уйти с санитара ми, Старшой подзывает парнишку-кор- респондента, тоже принимавшего уча стие в бою, и отдает ему свой «безотказ ный» ТТ. «— На. — Спасибо. А вы? — А мне уже ни к чему... Пойду до мой, к своей Лизы... ...Должно быть, от тех минут оста лись в моем блокноте слова: «Пойду до мой, к своей Лизы». Точно зерна в соло ме, затерялись они среди старых, по желтевших бумаг и лишь через годы и годы попались мне на глаза. Они не бы ли там единственными. Там были дру гие зерна. Но те оказались невсхожими, а эти взошли...» Так заканчивается один из рассказов В. Цехановича, вошедших в его книгу «Гляжу издалека». Пользуясь авторской метафорой, можно смело утверждать, что большинство рассказов этого сбор ника тоже произросли из «зернышек» незначительных, казалось бы, фронто вых эпизодов. «Большое видится на расстоянья»,— сказал поэт. Но как ни странно, порой, глядя издалека, человек с какой-то осо бой отчетливостью видит именно малое: детали, подробности, которые в свое вре мя лишь мелькнули перед глазами. Рас сказывая очередную «маленькую исто рию», В. Цеханович порой сам удивля ется, почему именно этот эпизод именно сейчас пришел ему на память и по чему тогда он не придал ему никакого значения. Но, как видно, у памяти дей ствительно свои законы, и нужен лишь легкий толчок, чтобы она безошибочно воспроизвела то, что было давно увиде но и, казалось бы, уже прочно забыто. У В. Цехановича толчком к написа нию цикла рассказов о войне стали за писи из фронтового блокнота, с которым он, как корреспондент дивизионной га зеты, ни на минуту не расставался. Уже сами заглавия многих рассказов («Каша была крутая», «За окном кололи дрова», «Проживем без шоколада», «Глоток во ды из пригоршни») говорят о том, что перед нами эпизоды так называемых фронтовых будней. «Фронтовые будни», «военный быт»... Как часто мы пользуемся этими слово сочетаниями, не замечая всю их абсурд ность. Ведь будни и быт — это что-то привычное, устоявшееся, с чем человек смиряется и принимает как должное. Но разве может смириться человеческое сердце с ежедневными смертями, разве может принимать как должное кровь, страдания, потерю друзей? И тем не менее и ежедневные человече ские жертвы, и кровь, и раны — это буд ни, военные будни. В. Цеханович вовсе не стремится пугать читателя, и все же не раз содрогнешься, читая его рас сказы. ...Бойцу ампутировали руку, и он про сит хирурга, чтобы ему эту руку показа ли: «Осколки снарядов показываете!.. А я свою руку, собственную свою... Вот когда голову... Голову не попрошу...» («За окном кололи дрова»). Взвод удачно провел атаку, выбил немцев с важной высоты, и солдаты прилегли на минуту отдохнуть. И тут шальная мина угодила
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2