Сибирские огни, 1976, №10

я книжной пялки Спасибо, матери, спасибо вам, отцы. Сбор­ ник стихов. Новосибирск, Зап.-Сиб. кн. изд., 1976 . В сборнике опубликованы стихотворе­ ния тридцати двух авторов. Составитель А. Плитченко, редактор Л. Белявская, художники В. Зайцев и Э. Гороховский стремились к тому, чтобы он явился к читателям поэтическим документом бла­ годарных чувств и мыслей тех, кого в свое время называли детьми войны и чьи биографии навсегда связаны с Си­ бирью. Первый положительный опыт издания коллективного сборника стихов о трудо­ вом военном детстве «Из детской памя­ ти вернись» был осуществлен этим же издательством в 1972 году (составители А .. Плитченко, Г. Карпунин, редактор Л. Белявская, художник В. Авдеев). В сборнике участвовало двадцать шесть поэтов, бывших детей войны, в творчестве которых отразился наиболее близкий им трудовой опыт того времени. Книга «Спасибо, матери, спасибо вам, отцы» тоже адресована юношеству и яв­ ляется своеобразным продолжением пре­ дыдущего сборника. Это издание —еще один путь знакомства с духовным ми­ ром тех, чьи различные профессии и биографии объединены в своем начале трудной военной порой. Да, еще тогда, когда в жестоких усло­ виях войны дети и подростки «взросле­ ли не по дням, а по часам», в их душах рождались и искали поэтичных слов сердечные чувства благодарности к от­ цам и матерям. Сборник открывает небольшая всту­ пительная статья Ильи Лаврова. Он пи­ шет: «Вглядываюсь в лица наших детей и внуков, вслушиваюсь в их стихи и пес­ ни, и вижу, и слышу: гордятся они свои­ ми отцами и матерями, своими дедами и бабками, слава которых бросает свой отблеск на них. И слава эта заставляет их держаться на высоте». Эта слава не может не влиять и на творчество —помогает в поиске точных и впечатляющих слов, достойно воссоз­ дающих образы дорогих людей. И в сти­ хотворении Николая Вяткина «Пухо­ вые платки» мы видим не только мать, напевающую «про печаль-кручину», а и чувствуем ту обстановку, в которой — авно с клубком отенок не играет. В селе -кругом Погашены огни, И не лучина, кажется, сгорает, А мамины Непрожитые дни| В стихотворении Нины Греховой «Сос­ на упала навзничь...», кажется, вроде бы и нет прямого обращения к человеку. Но всей трагедией своей оно связано имен­ но с тем временем, когда люди падали навзничь, сраженные осколками снаря­ дов или бомб, где умирающая мать стре­ милась — Хоть раз увидеть — доползти ползком,— как дочь ее, похожая на маму, глядится в небо пристальным глазком... Советская поэзия знает много стихот­ ворений, посвященных матерям. Много их и в этом сборнике. И я не могу не процитировать несколько строф из сти­ хотворения «Матери» Виктора Баянова. Устав от ветровых погудок. Стоит береза на меже. Еще не зимняя покуда, Но и не летняя уже. Ты на нее глядишь, родная, И замечаешь, что она. Листву пригоршнями роняя. Почти совсем оголена. Под полушалок прячешь проседь И тем лишь, кажется, жива, Что обо мне тебе приносят Одни хорошие слова. Не меньшей любовью наполнены и стихи сборника, обращенные к отцам. В стихотворении Сергея Иоффе «Неспра­ ведливость» мы слышим голос сына, размышляющего о том — «Как много значил батин труд —дороги, города...» и сожалеющего, что ни дома, ни заводские корпуса не скажут, кто их создатель. Гордясь следом, оставленным отцом, по­ эт все же не может не вздохнуть, заме­ чая', что — «куда ни глянь —везде отец. И нет нигде отца». А в стихотворении Александра Кухно «Корвет» мы слышим голос отца, дума­ ющего о том, какой след он оставил в океане жизни. Трагедийностью времени, правдой, как соленым и хлестким вет

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2