Сибирские огни, 1976, №10
КРИТИКА ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ А. Кондратович «ОГНИ СИБИРИ» Страница творческой истории поэмыА. Твардовского «За далью— даль» Передо мной две одинаковые книги, только одна в твердом переплете, дру гая — в мягком. В твердом — подарок Александра Трифоновича Твардовского, первое, гослитиздатовское издание его поэмы «За далью — даль». Под надписью на титуле дата: «23.VI-60. М.» Быстро выпустили эту книгу издатели, молод цы! Где-то в начале мая Александр Три фонович принес им окончательный текст (29 апреля и 1 мая «Правда» еще печатала последние главы поэмы), три надцатого мая сдали в набор, двадцать шестого подписали в печать — и вот: я отчетливо помню тот день, двадцать третье июня, когда Твардовский пришел в редакцию с пачкой свеженьких книг, сияющий, безмерно довольный, и дарил их. И ведь как подгадал: за два дня до этого, двадцать первого, ему исполни лось пятьдесят. Еще не было сорока, когда забрезжила мысль о поэме, десять лет ей было отдано и, словно спешил к своему юбилею, в феврале кончил важ ную, ключевую главу «Так это было», читал ее сначала в узком кругу, потом в Союзе,писателей, приняли хорошо, и только тогда, по-видимому, убедился — конец близок, сказал однажды: «Чув ствую, сбегаются уже строчки для за ключительной главы, стучатся, сбегают ся, сползаются, и я уже вижу ее, эту последнюю главу. Слава богу! —И пока чал головой, то ли довольный, то ли не довольный, трудно было понять: —Де сять лет... Больше даже десяти. Много вато...» Но, когда дарил книги, видно было: доволен. И вот передо мной уже другой экзем пляр. Я увидел его у Александра Гри горьевича Дементьева. Наверху на титу ле рукой Твардовского дата: «5.VII-60», а внизу надпись: «Ал. Григ-у Дементье ву. 2-й экземпляр, в котором, по его доб рому совету, сделаны некоторые переме щения текста, купюры и допол. А. Твар довский». Я перелистываю этот экземпляр и ви жу: «Отогнуть!» — большая вклейка на машинке, не уместилась в малоформат ной книге, потому и «Отогнуть!», и еще «Отогнуть!», и еще вклейки поменьше без «Отогнуть!», и решительные, крест- накрест, по тексту купюры тоже во мно гих местах книги, и поправки отдельных строф, строк... Не прошло и двух недель после пяти десятилетия, после радости по случаю выхода первого издания многотрудной поэмы, как появился новый вариант ее? Выходит, так. Да что же такое случилось, что Твар довский сразу же по выходе книги стал всю ее переполосовывать? Вспомнил: дня через два после того, как Александр Трифонович дарил в редакции свою кни гу, между ним и Дементьевым (он был тогда заместителем Твардовского, глав ного редактора журнала «Новый мир») произошел разговор. Дементьев вновь перечитал поэму и заметил в ней явный огрех. О нем он и сказал Александру Трифоновичу: — Как же так, Саша? Обращаясь к Сибири, ты пишешь: «И я скажу: в тво ей судьбе с ее угрюмостью студеной, че го недодано тебе — так это песни, здесь рожденной». Но ведь Сибирь знала нема ло своих песен — и «Ермака», и «Слав ное море, священный Байкал», и «Бе жал бродяга с Сахалина»... Можно ли сказать, что там все было пусто на этот счет? И ведь сам ты хорошо знаешь эти песни, сам любишь их петь.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2