Сибирские огни, 1976, №10

КРИТИКА ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ А. Кондратович «ОГНИ СИБИРИ» Страница творческой истории поэмыА. Твардовского «За далью— даль» Передо мной две одинаковые книги, только одна в твердом переплете, дру­ гая — в мягком. В твердом — подарок Александра Трифоновича Твардовского, первое, гослитиздатовское издание его поэмы «За далью — даль». Под надписью на титуле дата: «23.VI-60. М.» Быстро выпустили эту книгу издатели, молод­ цы! Где-то в начале мая Александр Три­ фонович принес им окончательный текст (29 апреля и 1 мая «Правда» еще печатала последние главы поэмы), три­ надцатого мая сдали в набор, двадцать шестого подписали в печать — и вот: я отчетливо помню тот день, двадцать третье июня, когда Твардовский пришел в редакцию с пачкой свеженьких книг, сияющий, безмерно довольный, и дарил их. И ведь как подгадал: за два дня до этого, двадцать первого, ему исполни­ лось пятьдесят. Еще не было сорока, когда забрезжила мысль о поэме, десять лет ей было отдано и, словно спешил к своему юбилею, в феврале кончил важ­ ную, ключевую главу «Так это было», читал ее сначала в узком кругу, потом в Союзе,писателей, приняли хорошо, и только тогда, по-видимому, убедился — конец близок, сказал однажды: «Чув­ ствую, сбегаются уже строчки для за­ ключительной главы, стучатся, сбегают­ ся, сползаются, и я уже вижу ее, эту последнюю главу. Слава богу! —И пока­ чал головой, то ли довольный, то ли не­ довольный, трудно было понять: —Де­ сять лет... Больше даже десяти. Много­ вато...» Но, когда дарил книги, видно было: доволен. И вот передо мной уже другой экзем­ пляр. Я увидел его у Александра Гри­ горьевича Дементьева. Наверху на титу­ ле рукой Твардовского дата: «5.VII-60», а внизу надпись: «Ал. Григ-у Дементье­ ву. 2-й экземпляр, в котором, по его доб­ рому совету, сделаны некоторые переме­ щения текста, купюры и допол. А. Твар­ довский». Я перелистываю этот экземпляр и ви­ жу: «Отогнуть!» — большая вклейка на машинке, не уместилась в малоформат­ ной книге, потому и «Отогнуть!», и еще «Отогнуть!», и еще вклейки поменьше без «Отогнуть!», и решительные, крест- накрест, по тексту купюры тоже во мно­ гих местах книги, и поправки отдельных строф, строк... Не прошло и двух недель после пяти­ десятилетия, после радости по случаю выхода первого издания многотрудной поэмы, как появился новый вариант ее? Выходит, так. Да что же такое случилось, что Твар­ довский сразу же по выходе книги стал всю ее переполосовывать? Вспомнил: дня через два после того, как Александр Трифонович дарил в редакции свою кни­ гу, между ним и Дементьевым (он был тогда заместителем Твардовского, глав­ ного редактора журнала «Новый мир») произошел разговор. Дементьев вновь перечитал поэму и заметил в ней явный огрех. О нем он и сказал Александру Трифоновичу: — Как же так, Саша? Обращаясь к Сибири, ты пишешь: «И я скажу: в тво­ ей судьбе с ее угрюмостью студеной, че­ го недодано тебе — так это песни, здесь рожденной». Но ведь Сибирь знала нема­ ло своих песен — и «Ермака», и «Слав­ ное море, священный Байкал», и «Бе­ жал бродяга с Сахалина»... Можно ли сказать, что там все было пусто на этот счет? И ведь сам ты хорошо знаешь эти песни, сам любишь их петь.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2