Сибирские огни, 1976, №10

ни на того, каким он изображен в вы­ шедшем перед революцией романе Ва­ силия Каменского. На первый взгляд произведение это действительно как бы «выламывается» из широчайше извест­ ных творческих интересов Шукшина, по сути же роман, как и сценарий, глубин­ но и сложно связан с его неизбывной народностью да и с его излюбленной де­ ревенской тематикой. В первую очередь, сам атаман для мужиков не сторонний человек, хотя отнюдь не идеализирует Шукшин его взаимоотношений с ними, не всегда ровных и легких, не упрощен­ но исследует он по ходу действия «веч­ ную», но исторически меняющуюся про­ блему вождя и массы. Следует еще обратить внимание и на то, сколь любовно и уважительно вы­ леплен образ такого сподпижника Рази­ на, как Матвей Иванов — воплощение исконной крестьянской мудрости. Несо­ измерима отведенная им на романной территории «жилплощадь» (не так уж много ее у Матвея), но удельный вес его в решении всего идейно-художественно­ го замысла автора весьма и весьма зна­ чителен, а высокий нравственный по­ тенциал этой личности несомненен. Повествование о грандиозном кресть­ янском движении XVII века, соединив­ шемся с безудержным разливом казачь­ ей вольницы, о сокрушительной мощи и трагических слабостях стихийно разра­ ставшегося восстания, об отчаянной хра­ брости и жестоких перехлестах его уча­ стников, об ответственности вождя перед народом; о незаурядной и противоречи­ вой личности ставшего почти легендар­ ным атамана, о смертельно непримири­ мом гигантском классовом противобор­ стве,— это повествование в обоих своих художественных «измерениях» (романе и киносценарии) представляет собой яв­ ление очень яркое и глубоко самобыт­ ное на фоне всей исторической художе­ ственной литературы. И можно только скорбно гадать о том, как же много по­ теряло киноискусство из-за того, что выдающийся сценарий не смог вопло­ титься в трехсерийный фильм Василия Шукшина — автора, постановщика и ис­ полнителя главной роли. И — бесплодно жалеть, что не узнает он о присуждении ему за этот сценарий — вместе с други­ ми — Ленинской премии. Вызывает изумление следующий факт. В 1975 году издательство «Искус­ ство» выпустило книгу «Василий Шук­ шин. Киноповести». В нее включены ли­ тературные сценарии «Живет такой па­ рень», «Позови меня в даль светлую», «Брат мой», «Печки-лавочки» и «Калина красная». Очень хорошо! Но в предпо­ сланной этим произведениям деловито­ сухой справке «От редакции» р о м а н «Любавины» назван п о в е с т ь ю , а ни сценарий, ни роман «Я пришел дать вам волю» н е у п о м и н а ю т с я , б у д ­ т о о н и в о о б щ е н е с у щ е с т в у ­ ют и н е с о з д а л и х Шу к - 12. «Сибирские огни». № 10. ши н ! Не знать о сценарии работники этого издательства, разумеется, не мог­ ли, такое исключается. Что касается ро­ мана, то я было подумал, что публика­ ция его в «Сибирских огнях» осталась им и через четыре года неизвестной. До­ пустим. Однако сборник этот подписан к печати в мае 1975 года, а в издатель­ стве «Советский писатель», расположен­ ном не слишком далеко от «Искусства», роман о Разине подписан к печати в ок­ тябре предшествующего года. Что же, и о книге не слыхивали? ...А в тот день, после коллективной бе­ седы в кабинете главного редактора, в которой принимали участие, кроме А. И. Смердова, Н. Н. Яновский, Л. А. Чикин, Н. В. Малюкова и я, когда мы высказали предварительно некото­ рые основные наши соображения авто­ ру, он сидел в глубоком кожаном кресле у моего стола. Много курил, покашли­ вал. Иногда, как обычно (я не сказал еще об этой его привычке), закидывал в минуты раздумья руку за голову, слов­ но бы массируя затылок, или обхваты­ вал ладонью лицо от подбородка и «про­ черчивал дугу» пальцами сверху вниз. Кстати, вы замечали, что это порой де­ лают его герои на экране?.. Еще запом­ нилось: время от времени от подергивал пальцами одной руки указательный и средний пальцы другой. Видно было — нервничает. Сначала на мои расспросы отвечал не­ охотно, односложно. Подумалось: что-то на этот раз родной Алтай не полностью «подзарядил внутренние батареи», хотя вообще-то они у него постоянно работа­ ют предельно интенсивно, просто плохое настроение... Я решил задать еще один, как мне казалось, успокаивающий вопрос: — Василий Макарович, а все-таки нет худа без добра: ведь не задержись рабо­ та над фильмом, наверно, не было бы вот этого? — Я положил руку на ру­ копись. — A-а... Черт его знает, может быть, и вообще не стал бы переделывать сце­ нарий в роман, хотя где-то параллель­ но он, роман-то, прочерчивался с пер­ вых же эпизодов сценария, даже набро- сочки кое-какие пытался делать. Пока, во всяком случае, не стал бы! Просто не до того было бы! С головой ушел бы в картину. Нет, вообще-то, бывает у ме­ н я — пишу урывками в период съемок или монтажа, пишу вещи совсем и не параллельные, никакого отношения к фильму не имеющие..; Ну, это вы сами тогда в Москве видели. А тут... тут дру­ гой случай. Особый. Это, знаете, как пи­ сатели ждут свою г л а в н у ю книгу... Я, кстати, ее тоже жду, так фильм о Ра­ зине для меня главный...— Он покашли­ вал, словно першило в горле, и пооче­ редно «выдергивал» указательный и средний пальцы левой руки.— Даже, на­ верно, так можно сказать: главнее глав­ ного! Вот поставлю его... не знаю только

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2