Сибирские огни, 1976, №10
приноравливался ухватить, но беспо мощно ковылял вокруг, почти все время балансируя только крыльями. И я уви дел: левая лапка у него — культя. — Нет, тут, похоже, другое, совсем другое! — горестно и вместе с тем ярост но произнес Василий Макарович.— Не отдавили, а... Вы слышали, Образцов про такие случаи рассказывает? — Слышал. Мальчишки во дворе за искалеченным голубем с любопытством наблюдают. Это, да? — Тому еще и крылья повредили! Что это, а? Откуда? Ведь из таких малолет них мучителей, из этих бездушных су ществ могут, наверно, бандиты выра сти, вот что страшно-то. — А вы помните,—спросил я,— Об разцов очень точно сказал: не берусь утверждать, что все сто процентов этих маленьких извергов станут бандитами, убийцами, но могу утверждать катего рически, что все бандиты и убийцы в детстве вот так терзали, а то и убивали птиц, собак, кошек... — Прав он, прав! — воскликнул Шук шин.—Прямо закон психологический сформулировал. Вот о чем нужно ду мать и родителям, и воспитателям дет садов, и школьным учителям, конечно, и работникам детских комнат милиции, да всем, в общем-то!.. — И писателям, правда? — И писателям, само собой. Придет время, выскажусь на эту тему, не знаю еще как. Не детский ведь я литератор- то. Только об этом надо, по-моему, с осо бой силой написать. Без соплей, без ахов, но и без всяких скидок ни на что. До сердцевины докопаться, откуда такое уродство моральное берется. Заметьте, не озорство, не чудачество, а именно уродство, именно —нравственное! Отку да растет и куда может вырасти. Когда- нибудь... попробую. Не написал он этого. Не захотел? Не сумел? Или —не успел? На обратном пути он был молчалив. И работалось в тот раз не плодотворно. Дня через три он уезжал, и чем ближе подходил этот день, тем заметнее обост рялось его нетерпение: «Скорей бы на родину! (Так он часто называл родной Алтай). Всегда для меня это большое со бытие. Подзарядка, что ли, внутренних батарей, наверно, так. Корни там, пони маете, корни!» Буквально накануне отъезда там же, на Потанинской, дописан был новый фи нал «Любавиных». Именно дописан. Де ло в том, что по первоначальному за мыслу роман заканчивался теперешней предпоследней главкой — мучительным паническим бегством Егора Любавина, который, страшась заслуженного воз мездия, затравленно мчится на коне — в неизвестность, в бездомность. Мы об суждали этот финал еще в Москве. Так вот, перед отъездом из Новосибирска Шукшин написал еще несколько стра ничек: «под занавес» перед читателем появляются Кузьма Родионов и кузнец Федя Байкалов. Так возникла тепереш няя главка двадцать третья второй ча сти с ее заключающими роман стро ками: «— Что меня побили — это полбеды. Хуже будет, когда я побью.— И рука его, могучая рука кузнеца, притрону лась к худому плечу городского парня. Свело же что-то этих непохожих лю дей. Жизнь... Большая она, черт возьми!..» — Все-таки, не то немножечко. Не то. Надо бы еще поработать над финалом, да некогда. Вечно некогда! — огорченно говорил Василий Макарович, перечитав две или три странички, срочно напеча танные редакционной машинисткой Ли ей Серафимовной, и, махнув рукой, про тянул их мне,—дескать, «была не была, пусть так!» В общем, и эта концовка не удовлетворила его, но так он к ней и не вернулся потом: в лежащей передо мной книге, изданной «Советским писателем», все осталось именно так, как было сроч но написано в Новосибирске. Значит, и туда отправил неизменными все' вставки, как бы «канонизировав» текст, появившийся в редакционных кабине тах на Потанинской улице. А сейчас я перечитываю финальную страницу книги, и вот что приходит в голову: случайно ли новую последнюю строку романа понадобилось Шукшину начать именно тем словом, которое он потребовал набрать в одной из предше ствующих глав « о б я з а т е л ь н о с б о л ь ш о й б у к ' в ы» в конце фра зы? И еще добавить теперь о самой жиз ни: «Большая она...» Согласитесь, что это особенно остро воспринимается теперь, когда его такая недлинная, но поистине большая жизнь закончилась так вне запно. И как же мог я в те дни работы его на Потанинской равнодушно наблюдать, что он с каким-то ожесточенным удо вольствием комкает и швыряет в корзи ну страницы черновиков да и набело переписанные им страницы, но все же хранившие и следы авторской до полнительной правки! А делал он это сразу после вычитки машинописных страниц. Ведь всего и требовалось тогда —про тянуть руку, достать, разгладить, поло жить в стол. Не протянул! Сколько же непоправимых ошибок до пускаем мы, когда нас парализует рав нодушие, которое тем страшнее, чем оно... незаметнее, неосознаннее! А встречи интересные с этим челове ком были и еще. Но как мало! Года через два после публикации «Лю бавиных» Шукшин снова «транзитом» на Алтай побывал в Новосибирске, оста вил рассказы. И на вопрос, не тянет ли его к себе уже освоенная романная фор ма, ответил так: закончил большой сце нарий о Степане Разине, отшлифует, займется надолго фильмом — сам будет ставить, сам сыграет Разина,—ни один кинозамысел так не захватывал. Но по
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2