Сибирские огни, 1976, №10

(и многих поколений Боровиковых, и других героев эпопеи) на фоне крупны^ событий истории России, начиная с кре­ стьянской революции, возглавленной Пугачевым. Повествование движется да­ лее сквозь девятнадцатый век (в част­ ности, показывает судьбу одного из де­ кабристов) в наше столетие, вовлекает «людей тайги» в год 1917-й, в граждан­ скую войну, в атмосферу двадцатых, тридцатых годов, в Великую Отечест­ венную войну и послевоенные годы. «Хмель» на страницах «Сибирских ог­ ней» 1957 года содержал многое, хотя и не все из этого. Я часто спрашивал о «Хмеле» библио­ текарей разных городов. Неизменный ответ: одна из наиболее требуемых чита­ телями книг. Черкасов создал много. В частности — повесть «Ласточка», тоже впервые напе­ чатанную в «Сибирских огнях», и боль­ шой роман «Конь Рыжий», который мне дважды пришлось читать в рукописи. Роман непосредственно соприкасается с эпопеей «Хмель», вобрал в себя несколь­ ко ее персонажей и по-черкасовски свое­ образно, с его экспрессией, но и с его неровностью рассказывает о том, к чему неоднократно обращалась советская ли­ тература: о русской армии времен пер­ вой мировой войны, о революции, о гражданской войне, о сибирском казаче­ стве. Великолепное, на мой взгляд, из­ редка соседствует здесь с явно менее удачным, а образ главного героя — мо­ гучего казака по прозвищу Конь Рыжий впечатляюще самобытен и рельефен. К несчастью, пока бесследно, исчезла за­ интересовавшая Горького рукопись ро­ мана «Ледяной покров», написанного, когда автору было девятнадцать лет... Сколько еще полыхало замыслов в его неистовом воображении! Не умел он «беречь здоровье», а тем более — «приобретать»! Да и зачем оно было бы ему нужно без постоянного н е у т о л и м о г о творчества? А может быть, это и есть... может быть, это и есть неотъемлемая внутрен­ няя черта по-настоящему творчески ода­ ренной личности, несмотря на любые индивидуальные различия, на несхо­ жесть, даже противоположность темпе­ раментов, внешних проявлений харак­ теров, рабочих привычек, «технологиче­ ских приемов» создания произведений? Такая мысль овладела мной, когда я пробежал глазами все написанное в этих воспоминаниях. И — особенно вот сейчас, когда достал со стеллажа книги другого писателя, о котором хочется сказать, что он, пожалуй, был е щ е б о л е е н е у т о л и м ы м в своем раз­ ностороннем творчестве! Когда я печатаю эти строки, его кни­ ги лежат рядом с машинкой. Одна —в светлом переплете. Назва­ ние ее состоит всего из одного слова. Длинное необычное заглавие другой пятью крупными строками тускловато пламенеет на всей темной обложке свер­ ху донизу. Фамилия автора расположе­ на здесь по вертикали у самого кореш­ ка. И нет на титульном ее листе автор­ ской надписи... Два романа Василия Шукшина. Точнее — о б а его романа. Других никогда не будет. Шукшин... Острая и свежая, совсем свежая боль в сердце! Вижу слова за ­ главий, а слышу с невероятной ясно­ стью совсем другие, кажущиеся немы­ слимыми, дико несообразными. В Яро­ славле, у газетного киоска возле древ­ ней Знаменской башни, высокий парень говорит подошедшей к нему девушке: — Ты знаешь, да? Сегодня в «Прав­ де» сообщение: умер Шукшин. ' — Что?! У нее вырвался этот возглас или у ме­ ня — и сейчас не знаю. Они сразу пошли куда-то, кажется, в сторону театрального училища, а я стал быстро перевертывать газетные листы,— в надежде убедиться: нелепая ошиб­ ка, послышалось. Нет же некролога. Ко­ нечно, ошибка! И вдруг взгляд словно наткнулся на траурную рамку внизу по­ следней полосы, замкнувшую внутри себя (навсегда замкнувшую!) э т у ф а­ милию... Самое первое сообщение. Не­ кролог был потом. И 160 тысяч писем читателей в редакцию «Комсомольской правды» — все потом... ...Впервые я увиделся с Василием Ма­ каровичем у него дома — в проезде Ру­ санова, недалеко от станции метро «ВДНХ»: была у меня тогда неожидан­ ная, на редкость интересная команди­ ровка в Москву. Прочли мы рукопись его романа «Лю­ бавины», позже экранизированного под несколько измененным .названием — «Конец Любавиных». Продумал я за­ ключения членов редколлегии, свои соб­ ственные записи и пометки на полях. Тезисно, суммарно изложил все в письме автору для предварительных размышле­ ний. Ждали его приезда. И вдруг — те­ леграмма главному редактору А. И. Смердову: приехать не сможет, началась работа на киностудии. Поехал в Москву, к нему, я. В первый же свой московский вечер был у него. Узнал сразу: такой же, ка­ ким видел его на экране в нескольких фильмах. Нередко мне приходит теперь мысль: Шукшин — актер, как правило, почти совсем не стремился к внешнему перевоплощению, к заметному «удале­ нию» от своего обычного внешнего обли­ ка, которое достигнуто, например, в ро­ ли маршала Конева в «Освобождении», но там это было «портретной» необходи­ мостью. И в какой-то мере, в образе Егора Прокудина в «Калине красной», где следы тяжелейшей жизни героя фильма, фиксированные бликами гри­ ма, тоже вызваны целесообразностью художественной, но ведь Шукшин все- таки узнаваем. Здесь раскрылись и но

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2