Сибирские огни, 1976, №10
лу, бросив на ходу: «Обожди-ка!» (мы очень быстро перешли на «ты»), и я пе реставал для него существовать. Как, впрочем, и все на свете. «Да-да»,—ма шинально произносил он, когда я про щался, понимая, что отвлекать его в та кие минуты бестактно и бесполезно. Назавтра были готовы новые куски, вызывавшие либо радостное изумле ние, либо неодолимое желание резко спорить, возражать, доказывать, проте стовать, но никогда —равнодушное от ношение! А иной раз в моей квартире раздава лись пугающие телефонные звонки, очень долгие (надо было проснуться и осознать реальность, затем — встрево житься еще больше и вскочить с крова ти). В ответ на мое почти шепотом про изнесенное «Слушаю...» в трубке звучал взволнованный энергичный голос: — Здорово! Это я. Слушай-ка, а что, если вот так?! Вот... Читаю. И с ходу он читал свежий кусок, инте ресный, но иногда чреватый «цепной ре акцией» изменений в сюжетном разви тии всей вещи. В таких случаях хоте лось посоветовать «взнуздать Пегаса», но я лишь тихонько говорил, зажав трубку ладонями: — Алексей Тимофеевич, прости, а ты знаешь, сколько сейчас времени? Чет вертый час ночи. Давай все-таки погово рим утром. Спят все... — Четвертый?!—искреннейше изум лялся он.— Гм, в самом деле.—И очень смущенно произносил: — А я, видишь ли, заработался и... в общем, извини ты меня. Ложись, досыпай. Я и сам скоро на боковую. Да-а! Обожди-обожди! Зна чит, приходи не позже одиннадцати. Ла ды? (Он любил это слово). — Лады. Я вешал трубку и брел к кровати, по возможности бесшумно укладывался. И вместо того, чтобы попытаться скорее уснуть... обдумывал только что услы шанный кусок нового текста, новые по ступки его героев, новые находки и по тери в языке. Кусок этот меня не отпу скал долго... «Как это у него?.. До чего же здорово! А дальше-то? Ой, плохо, за чем он так? Придется спорить. А насчет Демида и Анисьи просто великолепно получилось! Да, но... не придется ли из- за этого убирать тот, уже вроде оконча тельно согласованный эпизод? Конечно, придется, а жалко. Что же придумать? И вообще, сколько всего страниц полу чится? Все равно же все надо втиснуть только в один номер, все остальные за биты до отказа. А как соотносятся его страницы, его невероятный текучий по черк с машинописью?.. Да, про Анисью и Демида — просто блеск! Как он все-та ки м о ж е т писать! Сколько уже на копилось новых страниц? Завтра же на до начать перепечатывать. А если...» Почти невозможно бывало утром точно вспомнить, на какой мысли я уснул. Но кое-что важное для предстоящей беседы вспоминалось. Днем мы обговаривали новый кусок. Иногда Черкасов принимал решение — сохранить его «впрок», для полного из дания, иногда —совсем «изъять из упот ребления», иногда — нередко —он, так сказать, обоюдно утверждался. Так воз никала пяти-шестистраничная связка — взамен убранной полусотни страниц. Но «утверждение» отнюдь не исключало по явления через несколько дней других горячо написанных кусков взамен этих. А позже из Красноярска могли прихо дить «вето» и на вторично согласован ные связки, содержащие иные мотиви ровки и ходы, но нередко — тоже удиви тельно сильные или вдруг огорчительно слабые. Упомянув выше о том, что иногда по путные, даже не обладающие принципи ально важным значением редакторские подсказки получали непредвиденное мною художественное воплощение, я имел в виду, в частности, следующее. Посоветовал, ему еще в письме до его приезда сделать композиционный «пере брос»: почти мимолетный мотив со жженного грозой черного тополя над могилой убитого каторжанина превра тить в эмоциональный зачин романа, в своеобразный эпиграф или маленький пролог, что ли, а потом где-то вспомнить об этом раз-другой. И в нашей публика ции, впервые познакомившей читателя с «выжимками» из «Хмеля», и позже в «Неве», в расширенном, но все равно со кращенном варианте, роман так и начи нается. Но мне и в голову никогда не приходило, что это сожженное дерево «с вильчатой верхушкой» через не сколько лет разрастется в сквозной сим вол большого романа из цикла «Хмель» и даже даст ему название — «Черный тополь». Написан- он в соавторстве с же ной писателя Полиной Москвитиной. Неиссякаемая творческая щедрость, при которой автору не жаль уже проде ланной напряженнейшей работы вооб ражения, затраченных усилий, достиг нутых результатов, непрекращавшийся поиск, частое отбрасывание отысканно го—эта черта поражает в творческой ин дивидуальности Черкасова. Однажды я пошутил: — У тебя творческий процесс проис ходит по методу неукрощенной термо ядерной реакции. — А ка-ак же! —Алексей Тимофее вич часто произносил, вернее выкрики вал эти слова не в вопросительной инто нации, а в непререкаемо утвердитель ной, более того, агрессивной, азартно и смачно растягивая звук «а».—По-друго му не умею. И не хочу! Частично то, что было сделано для публикации в нашем журнале и в «Не ве», и многое из оставшегося за предела ми журнальных вариантов либо вошло пластами, либо послужило лишь «полу фабрикатами» или даже трамплином для дальнейшей работы над отдельными изданиями. Развернулась грандиозная ретроспектива истории раскольничества
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2