Сибирские огни, 1976, №10
* • •> .. П Е Р В Ы Й В Е Ч Е Р И ТРИДЦ А Т Ь Л Е Т пятерки). С огромным напряжением, но — работать. А опухоль выросла снова. Возобнови лись прежние нестерпимые физические муки, помноженные теперь, наверное, на ужас перед новой операцией да и пе ред приближающейся гибелью —не мог же он не вселиться в него, этот ужас! Ему сказали: «Откладывать нель зя !»— «Если так,— скорее везите меня». Вторая операция — почти без шансов на спасение. Но «почти» не означает «без». Его спасли. Хотя точнее было бы, вероятно, сказать: он спасся сам. Волей! Не сдался, как это неизбежно сделал бы «тепличный цветок». На этот раз последствия и самой опу холи, и «изъятия» ее из мозга длились дольше. Мы жили в одном доме. Я приходил к нему после того, как его вторично при везли из Москвы, сначала просто наве щать больного, стараясь не утомлять его ответами на расспросы о новостях в пи сательской жизни, в журнале. А через какой-то срок приходил... работать, го товить для «Сибирских огней» новую повесть (фантастическую!) «Прыжок в послезавтра». Не знаю, как вам, читатель, а мне фантастическим кажется тот факт, что мозг, дважды страшно травмированный, перенесший два глубоких вторжения, продолжал активно мыслить, воспри нимать и перерабатывать поток спе циальной информации (научно-техниче ской, философской, футурологической) и создавать в воображении зримую «мо дель» далекого будущего жизни землян. И — подыскивать слова, образы для вос произведения этой модели. Трудно поверить, но во время наших бесед Петр Иванович постоянно ссылал ся то на одну, то на другую новую кни гу, поражал меня своей эрудицией, но при этом досадовал, что многого необхо димого не имеет возможности узнать. И повесть была написана. Закончена. Он позвонил по телефону: — Сейчас Аленка придет из школы, и я сразу командирую ее к вам. Принесет. Ладно? Я прочел и... сделал на полях гораздо меньше карандашных пометок, чем хо телось, чем делаю их обычно. Решил: осторожно поговорю о нескольких наи более существенных, но не очень все-та ки трудоемких своих предложениях, а когда согласуем все,— дам на чтение редколлегии. Это было на следующий день. Прежде всего он, напрягая зрение (носил сильно увеличивающие очки), полистал рукопись и вдруг сказал с горькой обидой: — Борис Константинович, это нечест но! Не верю, что у вас так мало замеча ний. Зачем вы какие-то скидки делаете? Литература есть литература, и, в меру своих творческих возможностей, я обя зан выдать все. Пока работается, необ ходимо работать. Выкладывайте, пожа луйста, все свои претензии. Целиком. Вот так! Работа над повестью продолжалась. Мы ее напечатали, потом она вышла и, отдельным изданием. Между тем разрушительная болезнь пошла на третий приступ! Снова — проклятая опухоль! Теперь, думали родные и друзья, операция уже практически бесполезна. Да и кто ре шится? Решился — он. И своей решимостью вдохновил врачей на, казалось бы, не возможное ни для него, ни для них. И —выжил. Долгое время был частично парализо ван, был совсем немым, почти ослеп. Но мысленно Петя Воронин — в этом нель зя сомневаться — приказал себе: «Вперед!» Как приказывал себе в любом поло жении, в любых обстоятельствах. Как приказал после первой операции, когда написал повесть... о больном, перенесшем такую операцию, о врачах и назвал эту повесть «Здравствуй, жизнь». А потом — роман «Хочу жить!» В сборнике «Писатели о себе» (Запсиб- издат, 1973) П. И. Воронин, не изменяя своему стилю высказывания, своей пря мой категоричности, говорит о работе над этим произведением так: «Жить — это значит работать, приносить людям пользу. А я спотыкался чуть ли не на каждой фразе... Помогло упрямство. Я все-таки закончил новую книгу... и это была одна из главных побед, которую я одержал над собой». Как часто говорят сегодня психологи и психофизиологи о необходимости «побед над собой», как горячо рекомен дуют развивать в себе это качество!... Петя Воронин победил себя и после тре тьей операции на мозге. Прошел срок — восстановилось ча стично зрение, восстановилась речь. По том он стал выходить на улицу, снача ла с помощью своих близких, затем прогуливался и один, опираясь на пал ку. Не раз я встречал его около нашего дома. И всегда он вступал в заинтересо ванную беседу, расспрашивав, сове товал. Прошло еще какое-то время. Писа тель... работал! И в порядке знаменательного совпаде ния даже тот самый номер «Сибирских огней», который заканчивается некроло гом о его смерти, открывается его доку ментальной повестью, само название ко торой исключительно характерно для него: «Одержимость». Это — повесть об отце, о его жизни, о чести рабочего человека. Фактически — о том, что «тепличным цветком» быть нельзя. О развитии способности противостоять ветрам любых жизненных труд ностей! Он имел право на подобные призы вы —они были его жизненным прин ципом. Я говорил здесь не о масштабах твор
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2