Сибирские огни, 1976, №10
запоздало почувствовал, что «перегнул палку» и что уж во всяком случае тон должен был обидеть автора, вызвать у него неприятный осадок, вместо того, чтобы в чем-то убедить его. Стало не удобно перед ним. Я долго не заходил в «Сибирские огни», главным редактором которых он был, считая, что сам перед собой «закрыл шлагбаум» —ведь «все люди, все человеки», правда?.. И вот через несколько месяцев на од ном общегородском собрании в театре оперы и балета я, спеша по служебным делам, как говорится, нос к носу столк нулся с Кожевниковым. — A-а, пропавшая грамота! — весело улыбаясь, воскликнул он.—Что ж ты не заходишь в «Огни»? Тебе и Вихлянцев собирался звонить, насчет одной рецен зии договориться. Но главное —есть у меня к тебе деловой разговор. Послезав тра к концу дня выбери время. Только обязательно! Ну, жду. До встречи!.. Когда я в назначенный срок явился в кабинет редактора журнала на третьем этаже прежнего здания «Советской Си бири» Огам, в конце коридора, за «моло дежной», редакция «Сибирских огней» располагала всего двумя комнатами), Савва Елизарович, сдвинув очки на лоб и оторвавшись от чтения, без всяких предисловий приступил к делу: — Слушай, ты же профессиональный литератор. Есть у тебя и редакционный опыт по Ленинграду. Готовься-ка ты к расставанию со своим оперным, хватит тебе программки да либретто бальзаков ским стилем для зрителей составлять... я уж тут тебя цитировал, посмеялись. Вихлянцев говорит: «Программно-худо жественную литературу творит, не ина че». И афиши там да все прочее такое хватит в типографиях пробивать. Так вот, Борис Константинович, есть такое предложение. Пока будешь у нас вне штатным консультантом, но, так ска зать, головным. С Лилей (так он назы вал Елизавету Константиновну Стюарт, заведовавшую этим отделом поэзии) мы уже договорились, она эту идею и вы двинула, будет тебе рукописи системати чески выдавать. А несколько позже возьмешь на себя отдел прозы, штатно. Афанасий Лазаревич Коптелов стремит ся целиком на творческую работу переходить и не отвлекаться на ре дакционные дела. Мысль ясна? Ответ принимается только положитель ный. — И опять я увидел его хорошую улыбку. Нет, как я уже говорил, нашего Саввы (так его любовно и ласково называли писатели Сибири, москвичи, ленинград цы), который при столь неожиданных обстоятельствах предложил мне рабо тать в журнале, и работа эта длилась с 1948 года по 1970-й... Нельзя умолчать о том, что, когда я однажды признался ему задним числом, почему до его при глашения не решался заходить в редак цию, он, рассмеявшись, мгновенно (как всегда!) отреагировал: 11. Сибирские огни № ю. — А, знаешь, у меня ведь тогда просто память отшибло, заработался, иначе ни за что не стал бы пригревать змею у сердца. Ну, хорошо, что напомнил. Не медленно пиши сам проект приказа об увольнении... не по собственному жела нию! —И серьезно добавил: —А пере писку классиков читаешь иногда? По лезная штука. Вот Тургенев выругал Фета нещадно на следующий день после того, как был у него шафером на свадь бе, дескать, стихи настолько туманны, что любой мудрец взвыл бы от отчая ния! А после этого разноса (не твоему чета!) приписал: «Никогда не испыты ваешь такого удовольствия, как если тычешь приятеля под ребро, заострив предварительно сгиб среднего пальца, чтобы побольнее было!» Вот как можно, оказывается, понимать «приятельские отношения» в литературной среде. Чу ешь? Надеюсь, ты обхамил меня из са мых добрых побуждений, считай, что это тебя и спасает.—И без перехода ска зал уже сердито: — А что же ты на страницах такую грязь развел? И прав ки-то, на этот раз, не очень много, а почти всю рукопись перепечатывать придется. Вот это уж безобразие! ...Потом руководителями журнала бы ли за эти двадцать два года Анатолий Васильевич Высоцкий (вторично — пос ле довоенных лет), Виктор Владимиро вич Лаврентьев, Александр Иванович Смердов. Тираж «Сибирских огней» про должал неуклонно расти, журнал даже и официально перерос рамки органа местного отделения Союза писателей, стал и юридически журналом республи канским. Конечно, случалось за многие годы всякое, некоторые (правда, немногие) «ракеты», так сказать, «сгорали» вскоре после запуска», не выходили на орбиту читательского внимания, другие удер живались на этой орбите гораздо мень ший срок, чем предполагалось, не выз вав к себе интереса. Но многое, напеча танное в «Сибирских огнях», становилось достоянием всесоюзного и даже зарубеж ного читателя, вошло в основной фонд советской литературы. И я за каждой книгой, за надписями на титульных листах, на оборотах обло жек, а порой — и на самих обложках вижу автора, причем — в определенный, теперь уже давний момент его жизни, ушедший в прошлое период его творче ства, иногда совсем ранний или даже начальный период. А потом — в следую щие периоды, в поступательном движе нии. Перед моим взором — этапы его творческой биографии. В подробностях. Ну вот, к примеру. В 1955 году к нам в редакцию (в «сов- сибирском» здании) пришел крепко сложенный, совсем еще молодой человек. Поздоровавшись, назвав свою фами лию, он негромко, неторопливо, несколь ко флегматичным тоном сказал:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2