Сибирские огни, 1976, №10
Для капитана Воронина лед — давняя специальность. Но лед — это всегда «плохо!» Он мешает двигаться судну, грозит гибелью. И, конечно, много луч ше, когда его нет. Будет тяжелый лед — к архипелагу не пробиться. Потому по многу часов не сходит Воронин с капи танского мостика, то и , дело лезет в укрепленную на мачте наблюдательную бочку, чтобы как можно раньше уви деть, какую еще каверзу подстроил лед. Шмидт этих трудов капитана понача лу вообще не замечает, во всяком слу чае в первые дни. Подробно записывая в дневник свои впечатления, он о Воро нине упоминает лишь вскользь: «Капи тан чрезвычайно внимательный. Произ водит впечатление человека осторожного и себе на уме, но опытный и приятный». Не очень-то вразумительная характе ристика. Шмидт, видимо, всерьез не за думывался в начале плавания о том, что представляет собой капитан, просто еще не понял, какова его роль в экспе диции, а мыслил категориями сухопут ными: капитан ледокола — что-то вро де шофера, куда нужно, туда и п о е д е т . Вообще, попав в новое для себя дело, Шмидт на первых порах торопится с вы водами. Об экипаже «Седова» он напи сал, например, весьма злые, и как потом выяснилось, не слишком справедливые слова: «Подбор команды очень неудач ный ...отбросы флота». И это в первый день плавания! А ведь он не знает еще, как умеет работать экипаж, не знает толком даже, что экипажу положено делать. Чуть ниже в дневнике — столь же ка тегоричные строки: «Предложили (команде) заключить договор на разгруз ку на Земле Франца-Иосифа. Запросили 10 тысяч вместо нормальных 2—3 тысяч. Секретарь ячейки поддерживает это рва чество». А Шмидт еще полярных остро вов в глаза не видел, об условиях раз грузки и вовсе не имеет представления. Словом, вышло все не по легенде, не сразу. Что ж, ничего удивительного — ведь это первые его шаги на совсем не знакомом поприще. Удивительно другое: как быстро он начинает разбираться в обстановке, точно оценивать людей, от казываться от прежних заблуждений, принимать верные решения. Вечером 28 июля, когда судно (всего за восемь дней!) достигает берегов Зем ли Франца-Иосифа, Шмидт впервые от дает дань мастерству Воронина: «Капи тан горд — и вполне имеет на это право. Он вел судно исключительно мужествен но и энергично». Еще через четыре дня «Седов» входит в бухту Тихую — наиболее подходящее по сложившимся условиям место для строительства станции. 2 августа начи нается выгрузка. После долгих споров команда согласилась работать за 6 ты сяч рублей. Шмидт, который нормальной платой считал 2—3 тысячи, подписал до говор неохотно. Но. когда все имуще ство станции было переброшено на бе рег, он уже по-иному пишет об экипаже «Седова»: «15 августа закончилась вы грузка. Надо отдать команде справедли вость. Хоть она и сборная, и не чужда рваческих настроений, но работу они выполнили на славу. Быстро, дружно и очень тщательно. Конечно, они хорошо заработали — но зато и старались!» Тут надо отметить к чести Шмидта еще одно обстоятельство: между сужде ниями, которые он доверял своему днев нику, и тем, что произносил вслух, была, видимо, существенная разница. Иначе вряд ли он заслужил бы доброе отноше ние к себе моряков. Не очень лестно отзывается Шмидт поначалу и о будущих зимовщиках стан ции. Даже их мелкие человеческие сла бости вызывают порой в начальнике экспедиции бурю раздражения. Много кратно поминает он в своем дневнике недобрым словом граммофон, который зимовщики захватили с собой, чтобы скрасить его бесхитростными мелодиями полярную ночь. В день высадки в бухте Тихой Шмидт зло замечает: «Не обо шлось без граммофона с его фокстрота ми. Почти как у Нобиле над полюсом! Не умеем мы еще обойтись в радостях без пошлости». Спустя еще несколько дней, с еще большим раздражением: «Без конца играет граммофон». 22 авгу ста, когда хозяева станции в бухте Ти хой покидают «Седова», чтобы поселить ся в одной из почти завершенных по строек, Шмидт облегченно вздыхает «...наконец, зимовщики забрали все свое имущество, включая проклятый грам мофон, и переехали на берег». Неприязнь к граммофону отчасти пе решла и на зимовщиков. Он долго со мневается, можно ли «Седову» после разгрузки на какое-то время уйти от острова, чтобы провести серию научных наблюдений. Ведь надо быть уверенным, что зимовщики и 16 плотников, специ ально взятых в экспедицию, чтобы стро ить станцию, будут работать в полную силу, а не отплясывать под граммофон. А Шмидт в этом не уверен. Надо определить маршрут дальнейше го плавания. Между тем заместители Шмидта, всемирно признанные арктиче ские авторитеты — Визе и Самойло- вич — предлагают два противополож ных варианта: Самойлович — запад ный — к острову Александры, Визе — восточный —к Северной Земле. Шмидт выбирает третий —через Британский канал на север. И вот именно этот мар шрут приводит экспедицию к выдающе муся достижению. «Седову» удается про биться до 82°14' северной широты. Суда, попавшие в ледовый плен, дрейфом ле дяных полей иногда выносились и бли же к полюсу. Но ни одно свободно пла вающее судно так далеко на север еще не забиралось. «Седов» устанавливает мировой рекорд. Однако главное не в спортивных достижениях. В высоких широтах проведен большой цикл цен-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2