Сибирские огни, 1976, №10
всегда неразрывно связано с тем, чему учат и как учат. Учат мыслить, стремят ся развить способность к анализу, к вы работке собственного отношения к жиз ни, учат уважению к общечеловеческой культуре, к личности, высоким идеалам, или же —стремятся вдолбить некие не зыблемые понятия, некие незыблемые представления, дающиеся как аксиомы— вроде превосходства немцев над други ми народами. Во втором случае — это зубрежка, отлаживание автоматизма, а единственный способ доказательства — ссылка на неколебимый авторитет. Во время своего второго заграничного путешествия, когда Лев Николаевич Толстой знакомился с постановкой школьного обучения в Европе, он пи шет весной 1861 года из Веймара письмо неизвестному корреспонденту (оно не подписано и осталось не отосланным), в котором делится своими впечатлениями о посещении немецких школ. Он отмеча ет однообразие и жестокую регламента цию, бесконечные заучивания наизусть. Толстой говорит, что, пытаясь проверить свои впечатления, он обращается к уча щимся, чтобы понять, как усваивается учение. Но «организация школы такова,— пишет он далее в этом письме,—что результаты учения скрыты от учителя. Сто, двести мальчиков в известный час входят, совершают молитву, садятся по лавкам, и все двести начинают делать одно и то же. Мальчик не только не мо жет выразить в школе того, что ему по нятно или непонятно, приятно или не приятно, то -или другое, но он не может выразить словом то, что он знает или не знает, то или другое, или что ему хочет ся. Все разнообразие поведения во вре мя занятий подведено к выражениям «могу» — «хочу», которые он передает поднятием руки. Итак, во время чтения учителя вы не можете следить за восприятием препо даваемого. Все, что вы видите, это скуча ющие лица детей, насильно вогнанных в училище, нетерпеливо ожидающих звон ка и вместе с тем со страхом ожидаю щих вопроса учителя, делаемого для того, чтобы против воли принуждать де тей следить за преподаванием». Такова немецкая школа второй поло вины XIX века, как ее увидел такой вдумчивый наблюдатель, как Л. Тол стой. Несомненно, черты казармы, без духовности, воинствующего шовинизма— всего того, что сознательно воспиты валось фашистским режимом,— разви лись и обострились до крайности в не мецких школах в пору фашистского господства. Они сгинули вместе с фашизмом во тьму прошлого, как порождение тьмы. Новая социалистическая школа строи лась в союзе с классической гуманисти ческой педагогикой, в глубоком едине нии с высочайшими достоинствами немецкой культуры и культуры всего че ловечества. И Питер-большой и Питер- маленький —питомцы этой новой школы, которая воспитала в них уважение, до верие друг к другу и чувство собствен ного достоинства. ...Летом, в Эрфурте, открываются международные выставки цветов. Это удивительное и необыкновенное в своем роде зрелище. Можно без конца идти среди разнообразных плантаций цветов, выращенных чуть ли не во всех странах мира: розы, гиацинты, тюльпаны, пио ны... Тончайшие оттенки всех цветов, переливы цвета и света, поражающие глаз прихотливые формы цветка... Че ловечество сообща выращивает цветы. Может быть, это своеобразная метафора будущих отношений между народами — сообща творить красоту? Так -вот —на этой выставке есть дет ский городок. Там хозяйничают дети. Делают, что хотят. Бегают. Играют. Ку выркаются. Читают. Спорят. Что-то ма стерят. Суть в том, что они делают то, что хо тят. Если я скажу, что это и есть приме чательная черта новой социалистической педагогики, основанной на доверии к де тям, на уважении к личности ребенка, найдутся люди, которые забросают меня бесконечными предостережениями, опа сениями и прочее. Не беспокойтесь — в этом городке ничего плохого не случает ся. Но дети знают, что они сами отвеча ют за свое поведение. Пока —те несколько часов, что они предоставлены самим себе в этом городке. Потом —все больше и больше. Они учат ся чувству ответственности за свое пове дение, за поведение своих товарищей, за свой коллектив. А потом —за свою стра ну. Это произойдет, когда Питер-малень- кий станет Питером-большим. Тем но вым человеком новой республики, в ко тором, как говорил Герцен, «исполнится былое».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2