Сибирские огни, 1976, №10
ги; музеи, картинные галереи, памятные места не осваивались с такой целеуст ремленностью, не посещались так широ ко самыми разными людьми всех возра стов и профессий. Конечно, путь, пройденный ГДР не многим больше чем за четверть века сво его существования, можно было бы убе дительно проиллюстрировать цифрами, свидетельствующими о стремительном развитии всех областей народного хо зяйства й культуры, о глубоких социаль ных преобразованиях. Есть, однако, не кая область, и отнюдь не мистическая, где язык цифр бессилен что-либо выра зить. Я имею в виду человека, его созна ние, его психологию. Здесь вступает в свои права искусство и, прежде всего,— литература. Владения ее безграничны — и во времени, и в пространстве. Литература рассказала историю жизни этого человека, показав его и в беспро светной тьме глухого существования, когда каждый умирает в одиночку, и на крутых поворотах народной судьбы, со провождающихся великими потрясения ми. Она поведала о его борьбе, стремле ниях и надеждах. Она показала, как он становится хозяином своей судьбы, сво ей страны. А живые впечатления как бы дополняют этот облик —нового человека новой республики. Здесь я хочу поделиться некоторыми наблюдениями относительно того, в какой атмосфере растет этот человек, какие черты в нем воспитывают школа, окружающая жизнь,— словом, как маленький человек становится большим. Питер маленький и Питер большой Маленький гражданин Виттенберга, размахивая портфелем, вприпрыжку бежит в школу. Он бежит по Коллегиен- штрассе, от дома Лютера, где сейчас му зей истории Реформации, мимо Маркт- плац со старинной ратушей и городской церковью с алтарем работы Кранаха и затем по Шлоссштрассе —прямо к тем самым воротам дворцовой церкви, к ко торым Лютер прибил свои тезисы. Мино вав эти ворота, он поворачивает направо и скрывается за углом. Он добегает до школы минут за десять, повторяя тот са мый путь, по которому ветреным утром 1517 года шел Лютер. Ветер шевелил листы, прибитые Люте ром к воротам, их легко было сорвать и уничтожить, но именно от них занялся пожар Реформации, вскоре охвативший всю Германию, а затем перекинувшийся в Европу. Лютер вел богословские диспу ты, но в их страсти и ярости, в грозных обвинениях, которые он бросал папству, громко звучал протест против феодаль ных притеснений, против ханжества, ли цемерия церковников. Обращаясь к ве рующим, он обращался к человеку, к его совести, к его сердцу. Его тезисы стали знаменем Реформации. Ветер шевелил листы с этими тезиса ми, когда Лютер прибивал их к воротам церкви. Теперь на этих же самых воро тах они отлиты в бронзу. Это — история. Она не только в музеях и памятных местах Виттенберга. Она — в изгибах маленьких узких улочек, в облике домов, сохранившихся со вре мен Лютера в прежнем виде, в силу этах и крышах старого города, в каждом камне, который, кажется, находится на том же самом месте, что и триста лет назад. Мальчик, бегущий в школу, впитывает все это в себя. В его сознании телевизи онные антенны уживаются с характер ными силуэтами кровель домов XV—• XVI веков. И его не удивляет, что по старой Коллегиенштрассе, главной улице города, носящей имя стариннейшего гер манского университета, движутся совре менные двухэтажные автобусы? В этом маленьком городе прошлое как бы незаметно переходит, «переливается» в настоящее. В двух шагах от крепости- дворца курфюрста с дворцовой церко вью, где похоронены Лютер и Меланхот- тен, стоит современный Дом культуры, а в самом дворце размещаются город ской архив, музей естествоведения и эт нографии имени Юлиуса Римера и —ту ристская база молодежи. Конечно, здесь нет преднамеренности, но тем более символично: молодежь и история. Те, кто начинают свой путь ос воения современности, берут за исход ную точку далекое прошлое. Из старой крепости времен Лютера к внешним рай онам города, к современным улицам, до мам, промышленным предприятиям, оборудованным, как говорится, по по следнему слову техники и науки. В Вит тенберг приезжают, например, специали сты, чтобы ознакомиться с тем, как организовано производство на азотном заводе Пистериц. Впрочем, не меньшее количество специалистов осматривает раскинувшиеся перед воротами города ландышевые плантации. Виттенберг экс портирует цветы во многие страны Ев ропы. Но это попутно. Итак, если для молодежи, расположив шейся на туристской базе во дворце кур фюрста, освоение современности начина ется с XV века, то те, кто живут в не давно возникших городах и поселках ГДР, начинают с современности и отправ ляются в исторические путешествия — из двадцатого столетия в XVI, XV, XIV века. Я хочу сказать, что туризм, самые разнообразные путешествия по стране (пешком, на автомобиле, на лод ках, на поездах) буквально захватили всех, особенно молодежь. Поднимаясь к Вартбургу по дороге, почти полкило метра круто вздымающейся вверх, я на гнал Его и Ее, молодых папу и маму, ко торые несли вдвоем на своеобразных но силках примерно двухлетнего малыша. Видно, у них был отпуск, а малыша бы к и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2