Сибирские огни, 1976, №10
он совершает мужественный поступок, когда, несправедливо обойденный при замещении капельмейстерской должно сти, подает прошение об отставке. В от вет по приказу герцога Эрнста Августа Саксен-Веймарского его арестовывают, но великий пример борьбы за личное достоинство человека и художника •— подан! В жизни и в музыке Бах утверждает свободную личность человека в едине нии со всем миром, со всеми людьми. В «Оде к радости», которая венчает девятую симфонию Бетховена, Шиллер призывает человечество к братству: «Об нимитесь, миллионы!» Не «каждому свое», а братство всех людей! Немногим больше ста лет спустя фа шизм провозглашает идею мирового господства одних над другими, человеко ненавистничество, истребление целых народов. В Веймарском театре были впервые поставлены драмы Шиллера «Валлен штейн» и «Вильгельм Телль». Ныне в его скромном доме восстановлена и со хранена атмосфера, существовавшая при жизни великого поэта, пламенного борца за свободу и достоинство челове ка. Здесь мы увидим Грамоту почетного гражданства Французской республики, подписанную Дантоном. Этой грамотой 26 августа 1792 года Французское Наци ональное Собрание торжественно награ дило Шиллера, как и других выдающих ся иностранцев, которые «своей работой и личным муясеством служили делу сво боды и подготовили освобождение наро дов». Фридрих Шиллер был в одном ряду с Джорджем Вашингтоном, Песта- лоцци, Клопштоком, национальным ге роем Польши Костюшко. «Недавняя беседа с Вами привела в движение всю массу моих идей..:» — это из письма Шиллера, жившего тогда в Йене, к Гете,—письма, положившего, быть может, начало великой дружбе двух поэтов, продолжавшейся до смер ти Шиллера. В ответном письме Гете говорит, что Шиллер «дружественной рукой» подводит итог его литературной деятельности и вдохновляет его на «бо лее усердную, более пылкую затрату сил», на поэтическое творчество. Какой поразительный пример высоты челове ческих отношений, общего поиска исти ны, взаимного понимания и обогащения дает нам эта дружба! И какую адскую разрушительную работу должны были проделать фашисты — уничтожить всхо ды этой дружбы, даже ее отзвуки, вооб ще культуру, нравственность и еще больше: все человеческое в человеке,— чтобы стал возможен Бухенвальд! В доме Шиллера мы увидим рисунок Франца Хута, изображающий памятник поэту на полуострове Пухт (ныне Эстон ская Советская Социалистическая Рес публика). Примечательно, что это пер вый памятник Шиллеру и что он был воздвигнут на русской территории в 1813 году во время Отечественной войны. А в годы Великой Отечественной войны (1941-45 годы) памятник был разрушен фашистами. Это логика истории: те, кто устроил Бухенвальд, должны были разрушить памятник Шиллеру. А мы, освободив шие мир от фашизма, восстановили его. Веймар и Бухенвальд. С того июльско го дня 1937 года, Когда на Эттерсберг привели заключенных, история навечно связывает два этих имени. Веймар спас ли солдаты, сражавшиеся с палачами Бухенвальда. * * * Чувства и мысли новых поколений стремится выразить и запечатлеть ис кусство. Профессор Дрезденской акаде мии искусств замечательная художница Леа Грундик рассказывает о том, какое пристальное, неустанное внимание ху дожественной молодежи приковывают к себе антифашистские и историко-рево люционные темы. Она говорит о своих учениках, об их исканиях. Говорит быстро, с юношеским увлече нием, а я смотрю на ее подвижное лицо, чуть вскинутые вверх брови, живые, е темным блеском, глаза —и узнаю и не узнаю это лицо, которое я видел на мно гих картинах Ганса Грундика — ее му жа, большого художника, коммуниста, несгибаемого борца с фашизмом. На его полотнах, где и предупреждение, и бес пощадная правда о фашизме, боль и страдания,—лицо жены и друга худож ника возникает как луч любви и на дежды. Холсты Ганса Грундика — националь ное достояние, они хранятся в дрезден ском знаменитом Альбертиниуме — му зее современного искусства. Им суждена долгая жизнь. А самого художника нет в живых — годы заключения в фашист ском концлагере сделали свое дело. В 1954 году Ганс Грундик умер. Какая жизнь, какая судьба! Рабочий, сын маляра, он, ценой лишений и нече ловеческого напряжения, получает худо жественное образование. Голодная юность и исступленная, не знающая от дыха работа. По-дпольная борьба и бес компромиссное искусство. Ганс Грундик идет своим путем, не поддаваясь ни лести, ни уговорам, ни брани, ни угрозам буржуазной критики и респектабельной публики. Фашистские власти запугивают, шантажируют ху дожника, но и они не могут сбить его с избранного пути. Тюрьма. Концлагерь до самого последнего часа. Но и они не смогли сломить его воли, подавить в нем дух борца. Ганс Грундик выходит на сво боду победителем. Ему суждено увидеть, как зарождается новая, социалистиче ская Германия, как торжествуют иде алы, за которые он боролся всю жизнь. Боролся — и победил. С энтузиазмом мо лодости отдается он строительству новой культуры.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2