Сибирские огни, 1976, №10

он совершает мужественный поступок, когда, несправедливо обойденный при замещении капельмейстерской должно­ сти, подает прошение об отставке. В от­ вет по приказу герцога Эрнста Августа Саксен-Веймарского его арестовывают, но великий пример борьбы за личное достоинство человека и художника •— подан! В жизни и в музыке Бах утверждает свободную личность человека в едине­ нии со всем миром, со всеми людьми. В «Оде к радости», которая венчает девятую симфонию Бетховена, Шиллер призывает человечество к братству: «Об­ нимитесь, миллионы!» Не «каждому свое», а братство всех людей! Немногим больше ста лет спустя фа­ шизм провозглашает идею мирового господства одних над другими, человеко­ ненавистничество, истребление целых народов. В Веймарском театре были впервые поставлены драмы Шиллера «Валлен­ штейн» и «Вильгельм Телль». Ныне в его скромном доме восстановлена и со­ хранена атмосфера, существовавшая при жизни великого поэта, пламенного борца за свободу и достоинство челове­ ка. Здесь мы увидим Грамоту почетного гражданства Французской республики, подписанную Дантоном. Этой грамотой 26 августа 1792 года Французское Наци­ ональное Собрание торжественно награ­ дило Шиллера, как и других выдающих­ ся иностранцев, которые «своей работой и личным муясеством служили делу сво­ боды и подготовили освобождение наро­ дов». Фридрих Шиллер был в одном ряду с Джорджем Вашингтоном, Песта- лоцци, Клопштоком, национальным ге­ роем Польши Костюшко. «Недавняя беседа с Вами привела в движение всю массу моих идей..:» — это из письма Шиллера, жившего тогда в Йене, к Гете,—письма, положившего, быть может, начало великой дружбе двух поэтов, продолжавшейся до смер­ ти Шиллера. В ответном письме Гете говорит, что Шиллер «дружественной рукой» подводит итог его литературной деятельности и вдохновляет его на «бо­ лее усердную, более пылкую затрату сил», на поэтическое творчество. Какой поразительный пример высоты челове­ ческих отношений, общего поиска исти­ ны, взаимного понимания и обогащения дает нам эта дружба! И какую адскую разрушительную работу должны были проделать фашисты — уничтожить всхо­ ды этой дружбы, даже ее отзвуки, вооб­ ще культуру, нравственность и еще больше: все человеческое в человеке,— чтобы стал возможен Бухенвальд! В доме Шиллера мы увидим рисунок Франца Хута, изображающий памятник поэту на полуострове Пухт (ныне Эстон­ ская Советская Социалистическая Рес­ публика). Примечательно, что это пер­ вый памятник Шиллеру и что он был воздвигнут на русской территории в 1813 году во время Отечественной войны. А в годы Великой Отечественной войны (1941-45 годы) памятник был разрушен фашистами. Это логика истории: те, кто устроил Бухенвальд, должны были разрушить памятник Шиллеру. А мы, освободив­ шие мир от фашизма, восстановили его. Веймар и Бухенвальд. С того июльско­ го дня 1937 года, Когда на Эттерсберг привели заключенных, история навечно связывает два этих имени. Веймар спас­ ли солдаты, сражавшиеся с палачами Бухенвальда. * * * Чувства и мысли новых поколений стремится выразить и запечатлеть ис­ кусство. Профессор Дрезденской акаде­ мии искусств замечательная художница Леа Грундик рассказывает о том, какое пристальное, неустанное внимание ху­ дожественной молодежи приковывают к себе антифашистские и историко-рево­ люционные темы. Она говорит о своих учениках, об их исканиях. Говорит быстро, с юношеским увлече­ нием, а я смотрю на ее подвижное лицо, чуть вскинутые вверх брови, живые, е темным блеском, глаза —и узнаю и не узнаю это лицо, которое я видел на мно­ гих картинах Ганса Грундика — ее му­ жа, большого художника, коммуниста, несгибаемого борца с фашизмом. На его полотнах, где и предупреждение, и бес­ пощадная правда о фашизме, боль и страдания,—лицо жены и друга худож­ ника возникает как луч любви и на­ дежды. Холсты Ганса Грундика — националь­ ное достояние, они хранятся в дрезден­ ском знаменитом Альбертиниуме — му­ зее современного искусства. Им суждена долгая жизнь. А самого художника нет в живых — годы заключения в фашист­ ском концлагере сделали свое дело. В 1954 году Ганс Грундик умер. Какая жизнь, какая судьба! Рабочий, сын маляра, он, ценой лишений и нече­ ловеческого напряжения, получает худо­ жественное образование. Голодная юность и исступленная, не знающая от­ дыха работа. По-дпольная борьба и бес­ компромиссное искусство. Ганс Грундик идет своим путем, не поддаваясь ни лести, ни уговорам, ни брани, ни угрозам буржуазной критики и респектабельной публики. Фашистские власти запугивают, шантажируют ху­ дожника, но и они не могут сбить его с избранного пути. Тюрьма. Концлагерь до самого последнего часа. Но и они не смогли сломить его воли, подавить в нем дух борца. Ганс Грундик выходит на сво­ боду победителем. Ему суждено увидеть, как зарождается новая, социалистиче­ ская Германия, как торжествуют иде­ алы, за которые он боролся всю жизнь. Боролся — и победил. С энтузиазмом мо­ лодости отдается он строительству новой культуры.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2