Сибирские огни, 1976, №10

придают ему глубину, историческое ви­ дение. Я не случайно начал эти заметки с рассказа о музее Отто Нагеля, в котором всегда можно встретить молодежь: рево­ люционная и антифашистская борьба — это огромный пласт в искусстве, литера­ туре, культуре ГДР. Это — не только историческая память. Это — голос разу­ ма и совести немецкого народа. Дух борьбы и человечности, солидар­ ности с жертвами фашизма и мужества, дух Бехера и Вайнерта, Зегерс и Бреде- ля, Вольфа и Брехта — живет и креп­ нет в современной литературе. В творче­ стве целой плеяды молодых поэтов (примечательно, что антифашистская тема подхватывается молодыми) разви­ вается эта гражданственная традиция — стихи Гюнтера Кунерта, Гельмута Прей- слера, Сары Кирш заряжены током вы­ сокого напряжения, они проникнуты чувством личной ответственности за бу­ дущее. Молодая поэзия говорит от имени сво­ его поколения — те же чувства испыты­ вает и Рольф Меккель, ощутивший радость строительства нового. И естест­ венно, что человек, так активно утвер­ дивший себя в жизни, вызывает к себе пристальное внимание литературы. — Если главной темой моих первых романов было историческое изображение поворота героев к социализму, их труд­ ного, порой сложного пути к нему,— рассказывает Вольфганг Йохо,—то в последних книгах я стремился исследо­ вать те многообразные духовные связи человека с социалистической действи­ тельностью, которую он сам же творит. Меня чрезвычайно интересуют пробле­ мы, волнующие молодое поколение, ко­ торое родилось и выросло в нашей рес­ публике. Это люди с новым социалисти­ ческим сознанием. Надеюсь, что мне удастся еще полнее показать их... Герой, созидающий новую действитель-, ность, уверенно входит в литературу. Закономерно, что именно Вольфганг Йохо так пристально, с таким глубоким интересом вглядывается в лицо совре­ менника, в лицо молодого поколения. Он один из тех старых писателей, в чьем творчестве, от романа к роману, прослеживается движение характеров во времени, в соответствии с теми обще­ ственными и социальными потрясения­ ми и изменениями, которые пережил немецкий народ за последние пятьдесят лет. В одном из своих значительных романов «Путь из одиночества» писа­ тель раскрывает историю трех поколе­ ний одной семьи на протяжении полу­ века (1900—1950) и показывает, что сама жизнь приводит представителей третье­ го поколения к коммунистическим убеж­ дениям, к активному участию в строи­ тельстве ГДР. Этапным для себя произ­ ведением, с которого начинается более глубокое исследование характера совре­ менника, Вольфганг Йохо считает «Встречу одноклассников», где раскры­ ваются судьбы разных людей, сорок лет назад получивших аттестат зрелости. Автор поручает вести повествование гражданину ГДР — именно его демокра­ тизм, человеческий и общественный опыт дают ему моральное право оценок. Люди, приходящие со стороны Веймаре... Когда едешь со стороны Веймара и уже остаются позади последние домики предместья, слева на горизонте, окутан­ ная серовато-лиловой дымкой, возника­ ет гора Эттерсберг, и на ее вершине, под самыми облаками,—набатная башня Бухенвальда. И сердце сжимается и бо­ лит, и замечаешь, что тяжелая тень упала на дорогу. В музее Бухенвальда мы видим гума­ нистов Веймара: Гете, Шиллер,; Гердер, Вилланд... Страшно подумать —немногие километры отделяли Веймар от Бухен­ вальда, культуру от мракобесия, гума­ низм от зверств и злодеяний — челове­ чество от фашизма. На воротах концлагеря выведено чугунными буквами «Каждому свое», под гравюрой, находящейся в доме Гете и изображающей его дом и группу лю­ дей, стоящих перед ним и оживленно беседующих, Гете написал: Почему вы там стоите? Разве нет дверей, ворот? Не робейте, заходите! Вас прием сердечный ждет! Люди, пришедшие со всех сторон в Веймар, следуют приглашению хозяина и оказываются в том мире, где живут разум и поэзия, красота и человечность. Они входят в дом, где создавался «Фа­ уст». В разные годы — и в радости, и в печали,—поэт писал здесь лирические стихи. В Веймаре были созданы «Виль­ гельм Мейстер», «Избирательное сред­ ство», автобиография «Поэзия и действи­ тельность»... В этом мире Гете творил, размышлял. Он мечтает о единении людей и выдви­ гает понятие «мировой литературы» — смысл его он видит в том, чтобы «бли­ же узнавать друг друга и действовать коллективно». Не «каждому своё», а об­ щие цели для всего человечества! Годы, проведенные в Веймаре, Ференц Лист назвал годами «сосредоточенности мысли и работы». Более десяти лет он руководил здесь оперой, сочинял. Здесь он пережил творческий подъем в связи с революционными событиями 1848 года в Европе, борьбой венгерского народа за свое освобождение. В Веймаре творил Бах. Именно здесь он достигает творческой зрелости, ста­ новится не только церковным, но и светским композитором и создает жемчу­ жины своей лирики, бессмертные страни­ цы многих органных и вокально-инстру­ ментальных произведений. В Веймаре

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2