Сибирские огни, 1976, №10
придают ему глубину, историческое ви дение. Я не случайно начал эти заметки с рассказа о музее Отто Нагеля, в котором всегда можно встретить молодежь: рево люционная и антифашистская борьба — это огромный пласт в искусстве, литера туре, культуре ГДР. Это — не только историческая память. Это — голос разу ма и совести немецкого народа. Дух борьбы и человечности, солидар ности с жертвами фашизма и мужества, дух Бехера и Вайнерта, Зегерс и Бреде- ля, Вольфа и Брехта — живет и креп нет в современной литературе. В творче стве целой плеяды молодых поэтов (примечательно, что антифашистская тема подхватывается молодыми) разви вается эта гражданственная традиция — стихи Гюнтера Кунерта, Гельмута Прей- слера, Сары Кирш заряжены током вы сокого напряжения, они проникнуты чувством личной ответственности за бу дущее. Молодая поэзия говорит от имени сво его поколения — те же чувства испыты вает и Рольф Меккель, ощутивший радость строительства нового. И естест венно, что человек, так активно утвер дивший себя в жизни, вызывает к себе пристальное внимание литературы. — Если главной темой моих первых романов было историческое изображение поворота героев к социализму, их труд ного, порой сложного пути к нему,— рассказывает Вольфганг Йохо,—то в последних книгах я стремился исследо вать те многообразные духовные связи человека с социалистической действи тельностью, которую он сам же творит. Меня чрезвычайно интересуют пробле мы, волнующие молодое поколение, ко торое родилось и выросло в нашей рес публике. Это люди с новым социалисти ческим сознанием. Надеюсь, что мне удастся еще полнее показать их... Герой, созидающий новую действитель-, ность, уверенно входит в литературу. Закономерно, что именно Вольфганг Йохо так пристально, с таким глубоким интересом вглядывается в лицо совре менника, в лицо молодого поколения. Он один из тех старых писателей, в чьем творчестве, от романа к роману, прослеживается движение характеров во времени, в соответствии с теми обще ственными и социальными потрясения ми и изменениями, которые пережил немецкий народ за последние пятьдесят лет. В одном из своих значительных романов «Путь из одиночества» писа тель раскрывает историю трех поколе ний одной семьи на протяжении полу века (1900—1950) и показывает, что сама жизнь приводит представителей третье го поколения к коммунистическим убеж дениям, к активному участию в строи тельстве ГДР. Этапным для себя произ ведением, с которого начинается более глубокое исследование характера совре менника, Вольфганг Йохо считает «Встречу одноклассников», где раскры ваются судьбы разных людей, сорок лет назад получивших аттестат зрелости. Автор поручает вести повествование гражданину ГДР — именно его демокра тизм, человеческий и общественный опыт дают ему моральное право оценок. Люди, приходящие со стороны Веймаре... Когда едешь со стороны Веймара и уже остаются позади последние домики предместья, слева на горизонте, окутан ная серовато-лиловой дымкой, возника ет гора Эттерсберг, и на ее вершине, под самыми облаками,—набатная башня Бухенвальда. И сердце сжимается и бо лит, и замечаешь, что тяжелая тень упала на дорогу. В музее Бухенвальда мы видим гума нистов Веймара: Гете, Шиллер,; Гердер, Вилланд... Страшно подумать —немногие километры отделяли Веймар от Бухен вальда, культуру от мракобесия, гума низм от зверств и злодеяний — челове чество от фашизма. На воротах концлагеря выведено чугунными буквами «Каждому свое», под гравюрой, находящейся в доме Гете и изображающей его дом и группу лю дей, стоящих перед ним и оживленно беседующих, Гете написал: Почему вы там стоите? Разве нет дверей, ворот? Не робейте, заходите! Вас прием сердечный ждет! Люди, пришедшие со всех сторон в Веймар, следуют приглашению хозяина и оказываются в том мире, где живут разум и поэзия, красота и человечность. Они входят в дом, где создавался «Фа уст». В разные годы — и в радости, и в печали,—поэт писал здесь лирические стихи. В Веймаре были созданы «Виль гельм Мейстер», «Избирательное сред ство», автобиография «Поэзия и действи тельность»... В этом мире Гете творил, размышлял. Он мечтает о единении людей и выдви гает понятие «мировой литературы» — смысл его он видит в том, чтобы «бли же узнавать друг друга и действовать коллективно». Не «каждому своё», а об щие цели для всего человечества! Годы, проведенные в Веймаре, Ференц Лист назвал годами «сосредоточенности мысли и работы». Более десяти лет он руководил здесь оперой, сочинял. Здесь он пережил творческий подъем в связи с революционными событиями 1848 года в Европе, борьбой венгерского народа за свое освобождение. В Веймаре творил Бах. Именно здесь он достигает творческой зрелости, ста новится не только церковным, но и светским композитором и создает жемчу жины своей лирики, бессмертные страни цы многих органных и вокально-инстру ментальных произведений. В Веймаре
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2