Сибирские огни, 1976, №10

ОЧЕРК И ПУБЛИЦИСТИКА Борис Прохоров БАМ. ВОСТОЧНОЕ ПЛЕЧО В сопках пасмурно, стыло, хмуро. Спе­ реди и сзади горизонт захлопнут черной скалой. Ватное небо обвисло на острых сучьях. Ветер фыркает в лицо —он пах­ нет близким снегом. Стоим, затерянные в складках Дуссе-Алиньского хребта, ог­ лушенные плотной тишиной каменного мешка. — Поезд! — вскрикивает Виктор и вскидывает руку. — Успели, я же го­ ворил! В свинцовой тяжести ущелья красная капля флага вспыхивает неожиданно ярко и радостно, и мы бежим ей навст­ речу по насыпи. Вот уже видны фигурки людей, и Виктор Каждан кричит: — Ребятки, нажми! Путеукладочный поезд вышел на по­ следнюю кривую перед разъездам Мо­ гуле. Восточный участок Байкало-Амурской матистрали. Плечо Ургал — Березовка, 239-й пикет. Будущие пассажиры и не почувствуют этого маленького моста. Он простучит -под колесами за какие-то се­ кунды. Но для Виктора Каждана и его путеукладочной команды безымянный мостик 239-го пикета на сегодня «барьер­ ный» объект, взять который надо до темноты во что бы то ни стало. Каждану тридцать лет. Он -голубоглаз, высок, стремителен и горяч. В празднич­ ные дни на его парадном мундире —два ордена. Один из них Каждан получил уже здесь, на БАМе, по итогам работы за 1975 год. Характер у него прямой, открытый. Про таких говорят: не его работа ищет, а он ее. И верно, есть такая порода лю­ дей, которые подставляют плечо только под комель бревна, всегда берутся за то, что тяжелее. И находят в этом особое упоение. В подразделении, бывает, и критикуют его на собраниях... — Горяч, ох, горяч. Приходится осту­ жать его иногда, кавалериста эдакого,— оказал про Каждана командир Влади­ мир Митрофанович Нестеренко, но в го­ лосе его не было осуждения. Чувствовалось, что за эту энергию, ув­ леченность работой, за стремительность и некоторую лихость любят и ценят Каждана в путевом батальоне. Кажется, знаешь его давным-давно, сегодня лишь встретил снова, а он все такой же. Я был совершенно уверен, что он сейчас, с ходу включится в ритм укладки, и Виктор влился, органично и незаметно, успев шепнуть мне: «Золотые у меня ребята, цены таким нет». Кто не видел укладки железнодорож­ ного зв е н а—не «серебряного», не под гром оркестра, а вот такого, черного, на далеком перегоне, в молчании сопок,— тот, пожалуй, не сразу уловит ее мело­ дии. Толчок, стоп —поезд! С обезьяньей ловкостью двое взлетают на верх эта­ жерки. Секунда —и уже плывет в воз­ духе решетка, плавно опускаясь на по­ лотно. Взгляд по оси, навались—уложи­ ли тютелька в тютельку. Четверо — к «блохе», молоту на растяжках, осталь­ ные с гаечными ключами на стыке. — P -раз, р-раз, еще чуток... Оп! Вот уже стык затянут, взмах желтым флажком — и звонко отлетает окалина, словно бы поют рельсы, впервые почув­ ствовав тяжесть колеса. ...Вчера я читал технический проект ч этого участка Байкало-Амурской маги­ страли. «Район отличается почти пол­ ным комплексом неблагоприятных фи ­ зико-геологических явлений, требующих индивидуальных решений. Замерзлочен- ные мари, отвесные скальные п-рижимы, наледи, косогоры, предрасположенные к скользанию при их подрезе, погребен­ ные льды...» Шестьдесят четыре водопотока, среди которых такие реки, как Герби, Аякит, Амгунь, Черт. Абсолютный минимум зи­ мы —минус 52 градуса. «Барьерные» объекты —тоннель через хребет Дуссе- Алинь, мосты через Амгунь по пятьсот

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2