Сибирские огни, 1976, №10
ОЧЕРК И ПУБЛИЦИСТИКА Борис Прохоров БАМ. ВОСТОЧНОЕ ПЛЕЧО В сопках пасмурно, стыло, хмуро. Спе реди и сзади горизонт захлопнут черной скалой. Ватное небо обвисло на острых сучьях. Ветер фыркает в лицо —он пах нет близким снегом. Стоим, затерянные в складках Дуссе-Алиньского хребта, ог лушенные плотной тишиной каменного мешка. — Поезд! — вскрикивает Виктор и вскидывает руку. — Успели, я же го ворил! В свинцовой тяжести ущелья красная капля флага вспыхивает неожиданно ярко и радостно, и мы бежим ей навст речу по насыпи. Вот уже видны фигурки людей, и Виктор Каждан кричит: — Ребятки, нажми! Путеукладочный поезд вышел на по следнюю кривую перед разъездам Мо гуле. Восточный участок Байкало-Амурской матистрали. Плечо Ургал — Березовка, 239-й пикет. Будущие пассажиры и не почувствуют этого маленького моста. Он простучит -под колесами за какие-то се кунды. Но для Виктора Каждана и его путеукладочной команды безымянный мостик 239-го пикета на сегодня «барьер ный» объект, взять который надо до темноты во что бы то ни стало. Каждану тридцать лет. Он -голубоглаз, высок, стремителен и горяч. В празднич ные дни на его парадном мундире —два ордена. Один из них Каждан получил уже здесь, на БАМе, по итогам работы за 1975 год. Характер у него прямой, открытый. Про таких говорят: не его работа ищет, а он ее. И верно, есть такая порода лю дей, которые подставляют плечо только под комель бревна, всегда берутся за то, что тяжелее. И находят в этом особое упоение. В подразделении, бывает, и критикуют его на собраниях... — Горяч, ох, горяч. Приходится осту жать его иногда, кавалериста эдакого,— оказал про Каждана командир Влади мир Митрофанович Нестеренко, но в го лосе его не было осуждения. Чувствовалось, что за эту энергию, ув леченность работой, за стремительность и некоторую лихость любят и ценят Каждана в путевом батальоне. Кажется, знаешь его давным-давно, сегодня лишь встретил снова, а он все такой же. Я был совершенно уверен, что он сейчас, с ходу включится в ритм укладки, и Виктор влился, органично и незаметно, успев шепнуть мне: «Золотые у меня ребята, цены таким нет». Кто не видел укладки железнодорож ного зв е н а—не «серебряного», не под гром оркестра, а вот такого, черного, на далеком перегоне, в молчании сопок,— тот, пожалуй, не сразу уловит ее мело дии. Толчок, стоп —поезд! С обезьяньей ловкостью двое взлетают на верх эта жерки. Секунда —и уже плывет в воз духе решетка, плавно опускаясь на по лотно. Взгляд по оси, навались—уложи ли тютелька в тютельку. Четверо — к «блохе», молоту на растяжках, осталь ные с гаечными ключами на стыке. — P -раз, р-раз, еще чуток... Оп! Вот уже стык затянут, взмах желтым флажком — и звонко отлетает окалина, словно бы поют рельсы, впервые почув ствовав тяжесть колеса. ...Вчера я читал технический проект ч этого участка Байкало-Амурской маги страли. «Район отличается почти пол ным комплексом неблагоприятных фи зико-геологических явлений, требующих индивидуальных решений. Замерзлочен- ные мари, отвесные скальные п-рижимы, наледи, косогоры, предрасположенные к скользанию при их подрезе, погребен ные льды...» Шестьдесят четыре водопотока, среди которых такие реки, как Герби, Аякит, Амгунь, Черт. Абсолютный минимум зи мы —минус 52 градуса. «Барьерные» объекты —тоннель через хребет Дуссе- Алинь, мосты через Амгунь по пятьсот
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2