Сибирские огни, 1976, №9

туры м алых форм у западных тувинцев издавна служили дерево, мягкий к а­ мень, медь, бронза, сплавы серебра, железо. Автор описывает интересные шахматные фигуры , получившие в мире кочевников как бы свое второе рожде­ ние, национальный музыкальный ин­ струмент, «бызанчи», украшавший, по традиции, резной головой коня, и скульптурные композиции, отражающие жизнь и быт народа. С. Вайнштейн глубоко и объективно анализирует зам е­ чательные скульптурные произведения, созданные такими прославленными мастерами Тувы, как X. К. Тойбу-Хаа, X. К. Хуна, Д. 3?ойбу-Хаа, X. Мижит- Доржу, С. Когел, С. Норбу, М. Черзи, Д. Оканчик. Современная тувинская скульптура предстает перед читателем к ак значительное и серьезное явление в художественной культуре Советской Тувы. Заключительный раздел книги подво­ дит итог. Исследователь подчеркивает: «Изучение искусства кочевых в про­ шлом народов позволяет прийти к выво­ ду, что в условиях активного приспособ­ ления древних раннекочевых племен к специализированным формам ското­ водческого хозяйства и быта, достижения материальной культуры отдельных пле­ мен, а вместе с тем и прикладного искусства быстро распространялись у населения на огромной территории поч­ ти независимо от этнических границ. После того, к ак в степях завершилось сложение максимально приспособлен­ ных к кочевому быту форм хозяйства и культуры, распространение «общеко­ чевнических» форм прикладного искус­ ства уменьшилось, а этническая специ­ фика в народном искусстве стала более выраженной, но и в этих условиях шло постоянное обновление и обогащение народного искусства». С. Вайнштейн ставит вопрос о бережном отношении к культурному наследию тувинского наро­ да, о сохранении в новых условиях достижений безымянных народных мастеров прошлого. К ак яркий пример такого бережного отношения, автор рас­ сматривает расцвет в наши дни тувин­ ской мелкой пластики, утратившей одно время (50-е годы) свое былое значение. Расцвет этого вида искусства автор счи­ тает «достаточно убедительным доказа­ тельством возможности и в наш инду­ стриальный век полнокровного развития традиционных форм народного искус­ ства, когда для этого создаются благо­ приятные условия», Н. КОЧЕШКОВ Степан Каташее. Об алтайском стихосложе­ нии. Очерки. Горно-Алтайск, 1975 (на ал­ тайском языке). .Вопросы алтайского стиха в той или иной степени разрабатывались литера­ туроведом С. Суразаковым, который в основном занимался изучением стиха алтайского героического эпоса. Критик и литературовед Степан Каташев, у ч е - . ник известного советского литературо­ веда JI. И. Тимофеева, посвятил изуче­ нию этой проблемы целый ряд статей, опубликованных в периодике, и вот выш ла работа, где главный «герой» — алтайский стих. Алтайское стихосложение анализиру­ ется исследователем всесторонне, с раз­ ных точек зрения. Автором использован большой фактический материал. В сво­ ем исследовании он опирается н а стихи П. Кучияка, Л. Кокышева, А. Адарова, Э. Палкина, С. Суразакова, П. Самыка, Б. Укачина, Ш. Шатинова... Поскольку алтайский я зы к относится к группе тюркских языков, то и алтай­ ское стихосложение имеет много общих черт с тюркским стихосложением. Об­ щие и частные проблемы тюркского стихосложения ставились и решались в работах В. Жирмунского, К. Дмитрие­ ва, М. Хамраева, В. Асланова, А. Джа- ф ара и многих других исследователей. В первых двух главах «Поэт и поэ­ зия», «Рост алтайской поэзии» С. К ата­ шев рассматривает общие вопросы, связанные с развитием алтайского сти­ ха. Автор справедливо считает, что о стихе можно говорить тогда, когда мы имеем дело с подлинным талантом. Творческая индивидуальность поэта, его поиски и находки определяк^г рост культуры стиха, равно как и поэзии в целом. Исследователь подробно анализи­ рует творчество Л азаря Кокышева, поэ­ та, профессионализм которого был достаточно высок и который внес зн а­ чительный вклад в развитие алтайской поэзии. В эпике и лирике Л. Кокышева воплотился новый тип художественного мышления, характеризующий состояние алтайской поэзии на современном этапе. В главе «Основная система алтайско­ го стихосложения» С. Каташев анали­ зирует алтайский стих, сопоставляя его с русским стихом, в частности с сил- лабо-тоникой и тоникой, со стихосложе­ нием тю ркоязычных народов (казахов, киргизов, азербайджанцев, турок), и приходит к выводу, что для алтайской поэзии характерна силлабическая систе­ ма стихосложения. Стиховед выделяет в стихотворной строке различное коли­ чество слогов: от 4 до 12. Для до к аза­ тельства приводятся примеры из народ­ ной и профессиональной поэзии. Особен­ но часто современные поэты используют семисложник и восьмисложник. В ажнейш ая проблема стиховедения — вопрос о ритме, о природе стиха. Рит­ мическую организацию алтайского сти­ х а рассматривали академик В. В. Р ад- лов, польский ученый Тадеуш Коваль­ ский и др. Чащ е всего эта проблема решается н а примере алтайских народ­ ны х песен. Так. польский ученый счи­ тал, что в основе ритма песенных строк лежит одинаковое количество слогов (7—8), при этом к аж д ая строка делится на две ритмические единицы, способ­ ствующие более четкой ритмико-инто­ национной организации. С. Каташев

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2