Сибирские огни, 1976, №9
туры м алых форм у западных тувинцев издавна служили дерево, мягкий к а мень, медь, бронза, сплавы серебра, железо. Автор описывает интересные шахматные фигуры , получившие в мире кочевников как бы свое второе рожде ние, национальный музыкальный ин струмент, «бызанчи», украшавший, по традиции, резной головой коня, и скульптурные композиции, отражающие жизнь и быт народа. С. Вайнштейн глубоко и объективно анализирует зам е чательные скульптурные произведения, созданные такими прославленными мастерами Тувы, как X. К. Тойбу-Хаа, X. К. Хуна, Д. 3?ойбу-Хаа, X. Мижит- Доржу, С. Когел, С. Норбу, М. Черзи, Д. Оканчик. Современная тувинская скульптура предстает перед читателем к ак значительное и серьезное явление в художественной культуре Советской Тувы. Заключительный раздел книги подво дит итог. Исследователь подчеркивает: «Изучение искусства кочевых в про шлом народов позволяет прийти к выво ду, что в условиях активного приспособ ления древних раннекочевых племен к специализированным формам ското водческого хозяйства и быта, достижения материальной культуры отдельных пле мен, а вместе с тем и прикладного искусства быстро распространялись у населения на огромной территории поч ти независимо от этнических границ. После того, к ак в степях завершилось сложение максимально приспособлен ных к кочевому быту форм хозяйства и культуры, распространение «общеко чевнических» форм прикладного искус ства уменьшилось, а этническая специ фика в народном искусстве стала более выраженной, но и в этих условиях шло постоянное обновление и обогащение народного искусства». С. Вайнштейн ставит вопрос о бережном отношении к культурному наследию тувинского наро да, о сохранении в новых условиях достижений безымянных народных мастеров прошлого. К ак яркий пример такого бережного отношения, автор рас сматривает расцвет в наши дни тувин ской мелкой пластики, утратившей одно время (50-е годы) свое былое значение. Расцвет этого вида искусства автор счи тает «достаточно убедительным доказа тельством возможности и в наш инду стриальный век полнокровного развития традиционных форм народного искус ства, когда для этого создаются благо приятные условия», Н. КОЧЕШКОВ Степан Каташее. Об алтайском стихосложе нии. Очерки. Горно-Алтайск, 1975 (на ал тайском языке). .Вопросы алтайского стиха в той или иной степени разрабатывались литера туроведом С. Суразаковым, который в основном занимался изучением стиха алтайского героического эпоса. Критик и литературовед Степан Каташев, у ч е - . ник известного советского литературо веда JI. И. Тимофеева, посвятил изуче нию этой проблемы целый ряд статей, опубликованных в периодике, и вот выш ла работа, где главный «герой» — алтайский стих. Алтайское стихосложение анализиру ется исследователем всесторонне, с раз ных точек зрения. Автором использован большой фактический материал. В сво ем исследовании он опирается н а стихи П. Кучияка, Л. Кокышева, А. Адарова, Э. Палкина, С. Суразакова, П. Самыка, Б. Укачина, Ш. Шатинова... Поскольку алтайский я зы к относится к группе тюркских языков, то и алтай ское стихосложение имеет много общих черт с тюркским стихосложением. Об щие и частные проблемы тюркского стихосложения ставились и решались в работах В. Жирмунского, К. Дмитрие ва, М. Хамраева, В. Асланова, А. Джа- ф ара и многих других исследователей. В первых двух главах «Поэт и поэ зия», «Рост алтайской поэзии» С. К ата шев рассматривает общие вопросы, связанные с развитием алтайского сти ха. Автор справедливо считает, что о стихе можно говорить тогда, когда мы имеем дело с подлинным талантом. Творческая индивидуальность поэта, его поиски и находки определяк^г рост культуры стиха, равно как и поэзии в целом. Исследователь подробно анализи рует творчество Л азаря Кокышева, поэ та, профессионализм которого был достаточно высок и который внес зн а чительный вклад в развитие алтайской поэзии. В эпике и лирике Л. Кокышева воплотился новый тип художественного мышления, характеризующий состояние алтайской поэзии на современном этапе. В главе «Основная система алтайско го стихосложения» С. Каташев анали зирует алтайский стих, сопоставляя его с русским стихом, в частности с сил- лабо-тоникой и тоникой, со стихосложе нием тю ркоязычных народов (казахов, киргизов, азербайджанцев, турок), и приходит к выводу, что для алтайской поэзии характерна силлабическая систе ма стихосложения. Стиховед выделяет в стихотворной строке различное коли чество слогов: от 4 до 12. Для до к аза тельства приводятся примеры из народ ной и профессиональной поэзии. Особен но часто современные поэты используют семисложник и восьмисложник. В ажнейш ая проблема стиховедения — вопрос о ритме, о природе стиха. Рит мическую организацию алтайского сти х а рассматривали академик В. В. Р ад- лов, польский ученый Тадеуш Коваль ский и др. Чащ е всего эта проблема решается н а примере алтайских народ ны х песен. Так. польский ученый счи тал, что в основе ритма песенных строк лежит одинаковое количество слогов (7—8), при этом к аж д ая строка делится на две ритмические единицы, способ ствующие более четкой ритмико-инто национной организации. С. Каташев
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2