Сибирские огни, 1976, №9
«сенными на нем фигурами животных, сценами охоты и образами шаманов, довольно ярко рисует круг представле ний, связанных с обрядами, совершав шимися древними племенами на празд нествах в честь культа плодородия. Сравнительно-исторический подход С. Вайнштейна к изучению этого и дру гих памятников древней Тувы позволил ему сделать важный вывод о тесных овязях искусства сыынчюрекских пле мен с культурой сопредельных народов Южной Сибири и Центральной Азии, в том числе — с племенами хунну. Историю средневекового искусства племен Тувы автор начинает с древне тюркской эпохи, с середины 1 тысяче летия н. э., когда в бассейн Верхнего Енисея проникли племена алтайских тюрок, составлявшие этническое ядро Тюркского каганата. Поселившись в Ту ве, они принесли с собой новые обычаи, несвойственные местному населению, новые формы культуры и смешивались с местными племенами. Именно древние тюрки, утверждает автор, составили ту этническую базу, которая позднее легла в основу тувинского этногенеза. Это обстоятельство делает изучение искус ства древнетюркских племен Тувы — не посредственных предков тувинского на рода — особенно интересным. В этой части своей работы автор, к со жалению , располагает исследуемый ма териал крайне неравномерно. Так, древ нетюркскому периоду отводится почти вся глава, а искусству уйгурского и кыр гызского времени — только 3 странич ки. Важному для исследования истории искусства Тувы периоду монгольского господства уделено лишь несколько строк. Нет никакого сомнения, что в средневековой истории Тувы местные племена имели тесные культурные кон такты с монголоязычными народами и племенами, что нашло свое отражение и в поразительной общности орнаменталь ных мотивов и даже целых художе ственных образов, особенно в скульпту р е малых форм (фигуры шахмат, игруш ки, декоративная пластика), и в техни ческих приемах мастеров. На наш взгляд, именно в средние века многие виды искусства тувинцев и монголов в своем развитии часто шли общими или ■похожими путями, что не исключало, разумеется, самобытности как монголь ского, так и тувинского искусства. Во второй части монографии исследо ватель вводит в научный оборот боль шое количество тувинских терминов, связанных с художественной обработкой металла, дерева, кожи, войлока и дру гих материалов, показывает особенно сти каждого вида искусства, выявляет своеобразный стиль произведений, н азы вает десятки имен выдающихся ма стеров. Свой обзор тувинского искусства С. Вайнштейн начинает с художествен ной обработки металла, одного из дав них видов искусства, известного всем тувинцам , за исключением оленево дов Восточной Тувы. Учитывая специ фику и особую близость искусства торевтики у тувинцев, бурят и монго лов, автор справедливо говорит о суще ствовании своеобразного центральноази атского тувино-монголо-бурятского сти ля, характеризуемого рядом общих черт и сложившегося в результате длитель ного взаимодействия культур этих наро дов (хотя каж дая из них имеет свои особенности). Автор считает, что этот стиль сложился сравнительно поздно, во второй половине XIX — начале XX веков. Позволим себе не согласить ся с исследователем. Материал, собран ный нами по средневековому металлу монголов, свидетельствует о том, что, по крайней мере, уже на рубеже XVII— XVIII веков в монгольском искусстве существовал вполне сложившийся худо жественный стиль, истоки которого ухо дят во времена возвышения Монголь ской империи. Убедительное свидетель ство тому — результаты раскопок Хархорина (Кара-Корума), столицы чингисидов. Этот стиль, по нашим наблюдениям, мало изменился к концу X IX—началу XX веков. К сожалению, здесь, в этой главе, С. Вайнштейн не показал динамику развития тувинской торевтики в советское время, не рас смотрел наиболее ценные произведения современных мастеров-тарганов. Исследуя художественную обработку дерева, бересты, кости, С. Вайнштейн детально знакомит читателя с инстру ментами и техническими приемами мастеров, описывает различные по фор ме и по конструкции деревянные сосу ды, ступки, украшенные узорами, деревянную колыбель и шкатулку, бере стяные сосуды, изделия из рога, образ цы росписи на сундуках и другие и зде лия. Орнамент на дереве, бересте, кости очень близок монгольскому, но при этом хорошо видны и черты своеобра зия, о которых следовало бы сказать побольше. Ведь дело не только в коло рите тувинских росписей, действительно отличающемся от монгольских, а, оче видно, и в оригинальной композиции орнамента, и в своеобразной архитекто нике тувинских изделий. Некоторой конспективностью отлича ется глава «Орнаментация мягких мате риалов». Видимо, сам термин «орнамен тация» выбран не совсем удачно. Ведь исследуется не только орнамент на коже, войлоке, ткани, но и форма изде лий, их колорит. Нам представляется, что орнамент нельзя отрывать от общей системы декора при анализе тех или иных произведений народного ис кусства. Одну из самых интересных глав книги С. Вайнштейн посвящает скульптуре малых форм. Он справедливо подчерки вает, что, рожденная в условиях кочево го быта, мелкая пластика тувинцев воплощалась в самых различных изде лиях — в ш ахматных фигурках и игрушках, в декоративных деталях бытовых предметов, в культовых при надлежностях. Материалом для скульп
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2