Сибирские огни, 1976, №9

У КНИЖНОЙ п о л к и .185 исшедшее и расставляя его по должным местам. Так, герой «Двух беспокойных дней» Леонид Горчаков все приглядывается к навестившему его отцу и все не может отыскать источник своего беспокойства. И мы вместе с ним чувствуем себя не­ ловко, словно строгий его отец и на нас смотрит. Все будто как всегда, а вот не по себе — и всё! А из приглядываний этих вдруг прорастет для Леонида мысль, что не так он живет, что «доб­ реньким» хочет быть, что хочет прожить без конфликтов — где-то вовремя не услышать, где-то сбежать, где-то мимо пройти или глаза закрыть. И в остальных рассказах этого неболь­ шого сборника автор приходит к героям в будний день, заставая их за построй­ кой дома («Бобровы»), за рубкой елок для Нового года («Без мака голода не будет»), а то и просто за бесцельным топтанием, потому что свою работу оста­ вил, а к новой душа не лежит («Весен­ ним утром»). Автор с любовью смотрит на дорогие лица и внимательно вслуши­ вается в их речь, поджидая мгновения, когда приоткрывается в человеке душа. Характер вырастает из книги сосредо­ точенный, временами упрямый. К аж ­ дый, как Степан Ковалев («Весенним утром»), может сказать о себе: «я чело­ век не гордый», но сохрани бог этому поверить. Только и ждет, когда ему не прикажут, а придут и спокойно попро­ сят и поговорят по-человечески, тогда он, может, и согласится уступить, а при­ крикни на него, и он, как дед Кали- страт («Весна Михаила Протасова»!, мо­ жет с ружьем выскочить, а при случае и стрельнуть не задумается. Обман им отвратителен — мелкий, пустяковый, а уж если большой — и того хуже. Пронизывает книгу одна общая мысль, общая тревога — за судьбу родного до­ ма, за сохранение леса, который в бла­ годарность дарит человека дорогим и радостным сознанием, «когда кажется, что нет тебе ни возраста, ни предела и от свободушки своего духа, мысли — ты всем нужен и сколько еще можешь сде­ лать доброго, полезного». Но лес дарит этим сознанием тогда только, когда приходишь в него без гребневской арифметики «из десяти пять оставляем, два жжем, одно то­ пим...», без хищничества, которое так ранит лесника Шумакова из рассказа «Без мака голода не будет»: «Только в нашей области каждый год берут две­ сти тысяч елок. А если по стране?.. Са­ мое малое получается тридцать миллио­ нов елок. А рубятся елки здоровые, десяти-пятнадцатилетние, которым уже нет помех стать взрослыми...» Тревожит это вольное и невольное зло старшего Горчакова из «Двух беспо­ койных дней» и старика Боброва («Боб­ ровы»): «Елозят туда-сюда тракторы, лес волокут, какой попало, валят все подчистую. Кругом вороха сучьев, пере­ давленные, изжеванные гусеницами тракторов деревца... Когда работал Егор Еремеевич, сосну и ту какую попало не рубили, а лесосеку ручными граблями подчищали, что твой покос...» •„ Это понятная тревога, потому что речь не об одном лесе, а о нравственной по­ рядочности человека. Мы как-то пореже стали употреблять это слово, а между тем оно ведь предполагает самое необ­ ходимое делу и обществу качество — уважение к порядку в мире и душе. Лучшие из героев В. Родина в -высокрм смысле порядочны, и встреча с ним» отрадна читателю, как всегда отрадна бывает беседа с умным, отзывчивым, искренним человеком... С удовольствием отмечу работу худож­ ника Е. Зайцева, выдержанную в хоро­ шем стилистическом единстве с книгой. ВАЛ. КУРБАТОВ С. И. Вайнштейн. История народного искус­ ства Тувы. М., «Наука», 1975. Крупная монография известного со­ ветского этнографа С. И. Вайнштейна является первым опытом разработки истории искусства одного из древней­ ших кочевых народов Сибири. Книга не только интересно написана, но и прекрасно издана, богато иллюстрирован­ на, причем значительная часть иллю­ страций выполнена самим автором. С. Вайнштейн раскрывает историю искусства племен Тувы, начиная с нео­ лита, прослеживает так называемое скифское время и убедительно показы ­ вает, что между кочевыми скотоводче­ скими племенами степной зоны — от скифов на западе до племен Тувы и Монголии на востоке — устанавливают­ ся весьма тесные культурные связи, ко­ торым способствовали не только близ­ кий уровень хозяйственного развития, но и определенное этническое родство. В алтайском варианте скифо-сибир- ского искусства исследователь выделяет казылганскую культуру, в которой про­ слеживаются не только значительные черты сходства с другими скотоводче­ скими племенами степной зоны Евразии, но и имеются специфические особенно­ сти. Как и во всем скифском мире, в ху­ дожественной культуре казылганских племен был очень ярко представлен «звериный стиль». И благородный олень в «летучем галопе», и хищные звери, и птицы ;— основные мотивы украшения предметов казылганской культуры. Вместе с тем, в орнаментике казылган- цев появляются, а затем доминируют и новые мотивы, такие, например, как циркульные узоры, мотивы пальметки и лотоса (последний, по предположению С. Вайнштейна, был заимствован из ис­ кусства Ирана и модифицирован на ме­ стной почве). С большим знанием дела описывает автор выдающийся памятник изобрази­ тельного искусства древних племен Тувы — петроглифы святилища на горе Сыын-Чюрек. Это святилище, с изобрз-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2