Сибирские огни, 1976, №9

а книжном полки Анатолий Преповский. Говор. Стихи. М., ■Сов. писатель», 1975. Немало времени Анатолий Прелов- ский, автор далеко не первого уже поэ­ тического сборника, провел в дороге, познавая «закон перекочевок — жизни основной закон». Не простое любопыт­ ство туриста вело его этой дорогой, а озабоченность сегодняшними делами: Тоска по жизни — славная тоска, она несет по жизни, как река. И у ч и т нас любви « своей стране на быстрой и на медленной волне. Именно это чувство привело его по комсомольской путевке на строительство Братской ГЭС, оно уводило его в тайгу— в специальную геологическую партию, в Монголию — на перегон скота, по горо­ дам и селам Восточной и Западной Сиби­ ри. Интенсивное накопление впечатле­ ний позволило ему позже написать: Я тебе благодарен, дорога. - уводившая вдаль от жилья, ч то учила и нежно, и строго нерасхожим азам бытия. Эти строки взяты из стихотворения «Передышка». Как и каждому человеку, длительно находящемуся в дороге, поэту необходима передышка, но не только для отдыха физического, а и для того, чтобы «усвоить благие уроки и осмыс­ лить богатства», увиденные в дороге. Итогом такого усвоения и осмысления и является новая книга стихов поэта «Говор», которая открывается стихотво­ рением «Большая дорога»: Большая Родина, она в большой дороге познается, а та длиною в ж изнь дается, и некуда свернуть: одна! Прослеживая связь: «рожденье — ро­ дина — народ», при познании людей и явлений поэт руководствуется «чувством родины — счастьем родства». В стихах А. Преловского живет у ва­ жительное отношение к исконной рус­ ской красоте, к национальным традици­ ям, к непреходящим ценностям — «бессмертные, на косогоре, изба и тесо­ вый забор». Но он не любуется благо­ стной стариной, а говорит об истоках нашей жизни, о том, что эти «темные избы, замш елые крыльца, кладбище. церковь. Начало начал». Древность русского быта помогает лирическому ге­ рою отчетливее ощутить, яснее увидеть реличие пути, пройденного народом: Я прикоснусь щекою к теплой щеке бревна — ■ в памяти сруба слы ш у песни, плач, времена. в памяти сердца в иж у свой безоглядный рост от деревянной лю льк и до сверхжелезны х звезд. Львы , альконосты , рыбы — древом по др еву вязь. — по обомшелым пряслам , по калиткам виясь, глядь, проросли в железе, на бетонной стене: переплетя эпохи, переплелись во мне. Всенародное чувство любви к б о л ь ­ ш о й Р о д и н е герой стихов А. Пре­ ловского измеряет эталоном малой роди­ ны, которая у каждого своя и с которой это чувство зарождается: «А отчий дом над речкой серой напомнит вещностью живой, что малой родиной, как мерой, мы поверяем опыт свой». Такой малой родиной для поэта я в л я ­ ются улицы Иркутска, где и поныне дальним отзвуком все еще стоит к ан ­ дальный ш аг декабристов. Ощущая неразрывную связь времен, вглядываясь в постоянно меняющийся облик родного края, поэт густо населяет стихи реаль­ ными приметами индустриального века. В них ощущается поступь современного рабочего человека, его «напор наступ- ленья» в нелегком освоении богатств этого края. В стихах живут и действуют люди, у которых «есть высокая отвага — породнить своей судьбой личной жизни труд и благо с государственной нуждой». П амятуя, что «слово — древняя осно­ ва любого, в общем, волшебстства», поэт бережно относится к бесценному богат­ ству своего народа. «В язы к войдя, как в общежитье слов», он открывает для себя его удивительные законы, которые дают возможность утверждать: Нет! Корни языка всегда целы, всегда свеж и-вы сокие глаголы , п онятий, не имеющих цены, эпоха ломки не перемолола. Автор стремится найти нерасторжи­ мые гармонические связи человека с природой. А. Преловскому чужд пей заж ­ ный натурализм ; в чувстве природы проявляю тся и темперамент его, и пафос,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2