Сибирские огни, 1976, №9
жеств, в которой долгое время орудова ли «изничтожители буржуазной культу ры». Они разграбили музей Академии, попирали лучшие традиции как отече ственного, так и западного искусства и по существу встали на путь полного отрицания роли классического художе ственного наследства. Студенты, вместо занятий живописью, делали табуретки и кровати (Э. А. Баллер. Преемствен ность в развитии культуры. М., 1969). Несколько поспешно высказывание В. Горбунова о том, что «практика соци алистического строительства полностью (подчеркнуто мною.—Ю. М.) опровергла придуманный пролеткультовскими про жектерами путь культурного развития». Одно дело — Пролеткульт как конкрет н ая организация, другое — пролеткуль- товщина как широкое социальное явле ние. Единое течение «пролетарской куль туры» разделилось на несколько русел: группа «Кузница», РАПП, РАПХ и дру гие организации. И что из того, что формально это уже не Пролеткульт? Дочерние организации ему были чрезвы чайно близки. И, конечно же, пролет- культовщина не могла из духовной жизни уйти сразу же после принятия постановления ЦК ВКП(б) «О перестрой ке литературно-художественных органи заций» от 23 апреля 1932 г. Крепости экстремистов в культуре перестали существовать, но люди, их защитники, остались. А с умонастроением, психоло гией людей скорых метаморфоз обычно не происходит, Партии понадобилось длительное время для преодоления вуль гарно-социологических воззрений на культуру, для «лечения» детской болез ни «левизны» в ней. Пожалуй, полностью не преодолены ограниченные взгляды некоторых людей на за д а чи .культуры и теперь. Примерно 10 лет назад мы были свидетелями ж ар ких споров «физиков» с «лириками», в глаза бросались хлесткие газетные заго ловки, например: «Нужен ли инженеру Чайковский?» Не отголоски ли это про- леткультовщины с ее крайним утилита ризмом в подходе к культуре? Ведь воз раст нашего социалистического общест ва еще не превышает длительности одной человеческой жизни. И теперь, в условиях научно-технической ре волюции, наблюдается известное невни мание к гуманитарному воспитанию, к художественному и нравственно му компонентам культуры. Интеллекту ально развитый, но с низкой культурой чувств, сердечно одичалый человек, понятно, не сможет быть счастливым. Коммунистическое воспитание своим идеалом имеет гармонически развитую личность, способную жить полной, пре красной жизнью. Известно, что пробле мы современности тем успешнее реш а ются, чем доступнее для нас опыт прошлого, чем развитее в нас чуткость к истории своего народа. Взявший в свои руки власть, победив ший на военном фронте пролетариат хотел как можно скорее реализовать идеи Октября. Ненависть к веками бы товавшей системе авторитарных отноше ний, к свергнутым эксплуататорским классам влекла за собой и неосознанную ненависть к тем духовным ценностям, которыми монопольно располагали эти классы. Границы же общечеловеческого и классового часто устанавливались произвольно. Субъективная честность многих и мно гих «перегибщиков», их искренность (мало ли их затем перестроилось и ста ло видными деятелями социалистиче ской культуры?) побуждают нас при оценке отдельных личностей или групп отказываться от некогда удобной схемы «друзья—враги» социалистической куль туры. Понятно, что немало было созна тельных врагов, но не о них сейчас речь. Просто, и потому несерьезно, судить поколение, будучи вдали от накаленной атмосферы борьбы, от неистовых оппо нентов. Труднее его понять. Радикализм пролеткультовцев был на грани ф ан а тизма (а фанатику, чьи возможности не встречают своевременных ограничений, недалеко и до преступления). В 20-е годы массовое представление о социалистической культуре и путях ее создания было во многом неясным. Не во всех сферах человеческой дея тельности марксизм-ленинизм утвер дился в одинаковой степени и сразу. В. И. Ленин указывал, что в России, в результате особого сочетания историче ских обстоятельств, было легче начать социалистическую революцию, чем западноевропейским странам, но труднее ее продолжить и з-за своей отсталости (В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 41, стр. 47—48). Несмотря на то, что о Пролеткульте написано немало и имеется теперь круп ный труд В. Горбунова, считать пробле му решенной, думается, преждевременно. И, в первую очередь, необходимо ука зать на слабое освещение содержания культурной деятельности пролеткультов ских организаций в центре и на местах. Чему и к ак учили в их студиях и круж ках? Кто были учителя? Каков социаль ный состав пролеткультов? Важно знать последствия пролеткультовщины. От дельных разрозненных примеров едва ли достаточно. Нет намерения требовать всех ответов от автора книги «Ленин и Пролеткульт». Ее целевая установка сформулирована четко. С выходом этой книги продолже ние исследования намного облегчается. Историография культурного строитель ства пополнилась серьезной и весьма необходимой монографией.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2