Сибирские огни, 1976, №9
рялась пролеткультовскими теоретика ми, вопреки своим декларациям удержи вавшими рабочих в невежестве, спекулировавшими на их неприятии эталонов недоступной им ранее буржуаз ной культуры. «Долой красивое!»; «Время красоты прошло!», «Практика пролетарского искусства такова, что категории красоты в ней нет места!» Авторы подобных лозунгов (например, Н. Тарабукин, Н. Иезуитов) оставляли категорию красоты для истории эстети ческих учений («Пролетарская культу г- ра», 1931, № 1; № 4). Бесспорно, что в подлинном искусстве идейность (на нее так напирали пролет- культовцы) находится всегда в гармонии с художественным воплощением. Пре красная мелодия — крылья, на которых мысль полетит. Творения . же пролет- культовцев, как правило, были бескры лыми или, к ак их характеризует В. Гор бунов, «ученическими, незрелыми, лите ратурно несовершенными». Главное же в том, что путь ученичества был сомнительным. Главенствовал культ анонимной массы, вопреки личности с ее душевными противоречиями и мука ми, «мы» вместо «я». Но, теряя своего героя, выразителя дум и чаяний, масса становилась у пролеткультовцев безли кой, серой. Проблема личности пролет- культовцами решалась просто. Она ф а к тически отбрасывалась. Так, А. Гастев, теоретик Пролеткульта, убеждал чита телей в том, что машинное производство делает психологию пролетария нормали зованной. «Вот эта-то черта и сообщает пролетариату поразительную аноним ность,— писал А. Гастев,— позволяющую квалифицировать отдельную пролетар скую единицу как А, В, С, или как 325, 0,75 и О и т. п.» (Цит, по, книге Ежи Кос- сака «Ленин и культура», М., 1974). Роль «винтика в системе грандиозной маши ны СССР» отводил человеку В. Плетнев. Общественная роль искусства своди лась к грубой пользе. «Изобразительное искусство нового мира будет производ ственным искусством, или его не будет вовсе»,— писал В. Плетнев в «Правде» в 1922 г. в подвергнутой резкой критике Лениным статье «На идеологическом фронте». Революция, по наивному мнению «ле вых», исцелит человечество буквально от всех бед, и поэтому тонкие душевные переживания, трагическое, казалось, уйдут, останутся только коллективный задорный смех, радость, все светлое, оп тимизм. Искусство подчинялось исклю чительно злободневным задачам. Воз никла опасность низведения искусства лишь для оформления политических лозунгов. Политическая агитация вы двигалась решающим критерием оцен ки художественного произведения. Ути- литаризация культуры проявлялась весьма четко. Например, Б. Арватов, видный теоретик «пролетарского искус ства», советовал пролетариату «не изо бражать красивое, а воспитывать настоя щего живого человека; не рисовать лес, а выращивать парки и сады; не укр а ш ать стены картинами, а окрашивать эти стены; не фотографировать в крас ках костюмы, а производить их в мас терской» (Сб. «Об агитации и прозискус- стве», М., 1930). Требования писать газетные репортажи вместо романа, делать мебель вместо скульптуры, вещи вместо станковой картины й т. п. были не безобидными словами, но угрозой искусству. Гипертрофированный радика лизм, проповедь аскетизма отличали пролеткультовцев во все периоды. Противопоставление самодеятельного творчества профессиональному, к ак яко бы отходящему в прошлое, осложняло решение партией и Советской властью проблемы «революция и интеллиген ция». Ликвидаторские лозунги «левых» затрудняли переход интеллигенции на позиции социализма, увеличивали число эмигрантов или оставшихся на родине, но замкнувшихся. Ведущая роль проле тариата в культурной революции про- леткультовцами понималась в лоб, упрощенно, как подмена интеллигентов рабочими. Несогласных могли обвинять в неверии в творческие силы пролетари ата. Отрицание духовного наследия, есте ственно, влекло за собой отрицание интеллигенции, а проповедь скорого создания «пролетарской культуры» и столь же скорого овладения ею оборачи валась апологией невежества. Распространено утверждение, что весь нигилизм пролеткультовцев, угро за сжечь Раф аэля, разрушить музеи, растоптать искусства цветы были лишь словами. И. С. Смирнов, например, за я в ляет, что «история не знает ни одного примера надругательства над сокрови щами искусства, спровоцированного про леткультовцами» («Историческая н аука и некоторые проблемы современности». М., 1969, стр. 68). Конечно, формальной принадлежности к какой-либо пролет культовской организации часто могло и не быть, но нигилистическая концеп ци я Пролеткульта была принципиально общей для всех экстремистов в куль туре, роднила их. В. Горбунов создает сложную и противоречивую картину становления социалистической культу ры, борьбы Ленина и партии с нигили стическими настроениями. Совсем не случайно вождь Октября категорически требовал: «Совершенно необходимо при ложить все усилия, чтобы не упали основные столпы нашей культуры, ибо этого нам пролетариат не простит» («В. М. Ленин о литературе и искусстве», М., 1969, стр. 681). В. Горбунов приводит свидетельство того, к а к Ленину в 1918 г. пришлось защ ищ ать Александринский театр от ожесточенных атак пролеткуль товцев, требовавших его закрытия, что бы покончить с «гнездом реакционного искусства». И это не единичный случай реальной угрозы расправы с культурой со сторо ны пролеткультовцев. До В. Горбунова Э. А. Баллер писал об Академии худо
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2