Сибирские огни, 1976, №9
Но что говорить о пролеткультовской организации, бережно относящейся к классике? Пролеткультовская ли она по сути своей? Были, как уже отмечалось, пролеткульты подлинные и формальные, лишь называющиеся ими, ибо идея создания пролетарской культуры при влекала воодушевленные революцией массы. И если формальные пролеткуль ты пытались выполнять однородные с органами народного образования и проф союзами функции, нередко внося в дело путаницу и параллелизм, то подлинные открыто расправлялись с классической культурой. В. Горбунов, говоря о прямолинейном отрицании культурных достижений про шлого футуристами, подчеркивает, что «нигилизм же пролеткультовцев чаще принимал более тонкие, а потому, быть может, более опасные формы». Автор выявляет у пролеткультовцев несколько точек зрения на культуру прошлого, характеризующихся степенью «левой» радикальности, приводит к ак бы ш калу нигилизма. Обычно же в литературе речь идет просто о нигилизме Пролет культа. Пролеткульт отрицал всю духовную культуру прошлого потому, что она создана была в условиях эксплуататор ского общества и укрепляла его устои. В. Горбунов указы вает на малоизвестное стремление пролеткультовцев обновить даж е материальную культуру только потому, что она не дело рук революци онных пролетариев. Видимо, каноны рецензентские не сколько нарушатся тем, что будет совер шен выход за пределы раздела книги В. Горбунова, посвященного критике Нигилистической теории пролеткультов цев. Раздел занимает в книге очень мало места, проблема же, вынесенная для рассмотрения в нем, чрезвычайно важн а и не переставала существовать долгое время и после роспуска Пролеткульта. Известен отказ Пролеткульта от «бур жуазной» науки. Правда, в первую оче редь, он потерпел поражение именно здесь. Сколько-нибудь далеко Пролет культ в науку не проник, но и «первые шаги» не могли не настораживать. Р уко водители Пролеткульта, например, всерь ез задавались вопросом: нужны ли обще ству старики? Иные с жаром доказывали, что полезно... самоубийство стариков. И если видный пролеткультовец В. Ф. Плетнев, бывший рабочий, имев ший лиш ь низшее образование, склонял ся к мысли, что при определении ценности человека «прямым производ ственным значением ограничиваться нельзя», то некоторые, по анкете высо кообразованные, твердили, что «само убийство старика полезно», а неизлечи мых, независимо от возраста, «нужно кончать» (из протокола заседания Науч ного отдела ЦК Пролеткульта 7 сентября 1923 г. — ЦГАЛИ, ф . 1230, on. 1, д. 623, лл. 97—100). Под сомнение пролеткультовцами ста вилось многое. Такие термины , как «семья», «мораль», отбрасывались неис товыми преобразователями жизни. Вы ходили в свет квазимарксистские бро шюры, в которых существование семьи при социализме и коммунизме стави лось под сомнение и даже категорически отвергалось. Пролеткультовцы выступа ли ревностными запретителями таких атрибутов «буржуазной» культуры, как галстуки, шляпы , одеколон, косметиче ские средства и т. д. Не в почете у про леткультовцев были рукопожатия, обра щение на «Вы», деликатное отношение к женщине. Они выраж али пренебреже ние к аккуратности в быту, к опрятности внешнего вида, слово «мода» было руга тельным. А каким острым был «танцевальный вопрос»! С танцами в рабочих клубах боролись в 20-е годы. Танцы запрещ а лись даже административным поряд ком, танцевавших комсомольцев н ак а зывали, случалось, и исключали из комсомола. В печати и на собраниях не истовствовали «антитанцевальные» тео ретики. «Вряд ли нужно доказывать, чт» танцевать пролетариату непристало, что с танцами нужно бороться», «танцы по духу своему являю тся самым гнилым наследием буржуазной культуры , вред ны во всех отношениях», «рабочие страшно ненавидят танцы и поэтому не ходят в клуб», — эти и им подобные откровения долго не сходили с газетных полос. Пролеткульты в этом отношении, разумеется, не были одиноки. Не случайно проблема разумного со четания политико-просветительной рабо ты в клубах с мероприятиями для раз влечения и отдыха нашла отражение в материалах XIII, XIV съездов партии. А XV конференция ВКП(б) указала на «вновь наметившиеся уклоны в сторону использования клуба исключительно для политико-просветительных задач, постепенно вы тесняя из клуба все виды развлечения и отдыха (танцы, драм кружки, хоры, музыку и пр.)». В резо люции конференции подчеркивалось, что «такой чрезмерный ригоризм ведет к тому, что рабочий из клуба идет искать развлечений в пивную, трактир, чайную, на улицу». Известно, что ярче всего Пролеткульт проявил себя в литературе и искусстве, в области художественного просвещения. Весьма интересен в этом плане раздел книги В. Горбунова «Критика эстетиче ских позиций Пролеткульта». И з двух крайностей в решении проб лемы преемственности духовных ценно стей прошлого — некритическое исполь зование и тотальное отрицание — была более опасной, стойкой — вторая. Увле ченные «сбрасыванием с корабля совре менности», пролеткультовцы в «мусор ную корзину истории» намеревались выбросить музыку Чайковского, реали стический театр. Вон психологизм! Он — от старого искусства и не способен к большим социальным обобщениям. Эстетическая неразвитость большин ства пролетариев, таким образом, поощ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2