Сибирские огни, 1976, №9

Но что говорить о пролеткультовской организации, бережно относящейся к классике? Пролеткультовская ли она по сути своей? Были, как уже отмечалось, пролеткульты подлинные и формальные, лишь называющиеся ими, ибо идея создания пролетарской культуры при­ влекала воодушевленные революцией массы. И если формальные пролеткуль­ ты пытались выполнять однородные с органами народного образования и проф ­ союзами функции, нередко внося в дело путаницу и параллелизм, то подлинные открыто расправлялись с классической культурой. В. Горбунов, говоря о прямолинейном отрицании культурных достижений про­ шлого футуристами, подчеркивает, что «нигилизм же пролеткультовцев чаще принимал более тонкие, а потому, быть может, более опасные формы». Автор выявляет у пролеткультовцев несколько точек зрения на культуру прошлого, характеризующихся степенью «левой» радикальности, приводит к ак бы ш калу нигилизма. Обычно же в литературе речь идет просто о нигилизме Пролет­ культа. Пролеткульт отрицал всю духовную культуру прошлого потому, что она создана была в условиях эксплуататор­ ского общества и укрепляла его устои. В. Горбунов указы вает на малоизвестное стремление пролеткультовцев обновить даж е материальную культуру только потому, что она не дело рук революци­ онных пролетариев. Видимо, каноны рецензентские не­ сколько нарушатся тем, что будет совер­ шен выход за пределы раздела книги В. Горбунова, посвященного критике Нигилистической теории пролеткультов­ цев. Раздел занимает в книге очень мало места, проблема же, вынесенная для рассмотрения в нем, чрезвычайно важн а и не переставала существовать долгое время и после роспуска Пролеткульта. Известен отказ Пролеткульта от «бур­ жуазной» науки. Правда, в первую оче­ редь, он потерпел поражение именно здесь. Сколько-нибудь далеко Пролет­ культ в науку не проник, но и «первые шаги» не могли не настораживать. Р уко ­ водители Пролеткульта, например, всерь­ ез задавались вопросом: нужны ли обще­ ству старики? Иные с жаром доказывали, что полезно... самоубийство стариков. И если видный пролеткультовец В. Ф. Плетнев, бывший рабочий, имев­ ший лиш ь низшее образование, склонял­ ся к мысли, что при определении ценности человека «прямым производ­ ственным значением ограничиваться нельзя», то некоторые, по анкете высо­ кообразованные, твердили, что «само­ убийство старика полезно», а неизлечи­ мых, независимо от возраста, «нужно кончать» (из протокола заседания Науч­ ного отдела ЦК Пролеткульта 7 сентября 1923 г. — ЦГАЛИ, ф . 1230, on. 1, д. 623, лл. 97—100). Под сомнение пролеткультовцами ста­ вилось многое. Такие термины , как «семья», «мораль», отбрасывались неис­ товыми преобразователями жизни. Вы­ ходили в свет квазимарксистские бро­ шюры, в которых существование семьи при социализме и коммунизме стави­ лось под сомнение и даже категорически отвергалось. Пролеткультовцы выступа­ ли ревностными запретителями таких атрибутов «буржуазной» культуры, как галстуки, шляпы , одеколон, косметиче­ ские средства и т. д. Не в почете у про­ леткультовцев были рукопожатия, обра­ щение на «Вы», деликатное отношение к женщине. Они выраж али пренебреже­ ние к аккуратности в быту, к опрятности внешнего вида, слово «мода» было руга­ тельным. А каким острым был «танцевальный вопрос»! С танцами в рабочих клубах боролись в 20-е годы. Танцы запрещ а­ лись даже административным поряд­ ком, танцевавших комсомольцев н ак а­ зывали, случалось, и исключали из комсомола. В печати и на собраниях не­ истовствовали «антитанцевальные» тео­ ретики. «Вряд ли нужно доказывать, чт» танцевать пролетариату непристало, что с танцами нужно бороться», «танцы по духу своему являю тся самым гнилым наследием буржуазной культуры , вред­ ны во всех отношениях», «рабочие страшно ненавидят танцы и поэтому не ходят в клуб», — эти и им подобные откровения долго не сходили с газетных полос. Пролеткульты в этом отношении, разумеется, не были одиноки. Не случайно проблема разумного со­ четания политико-просветительной рабо­ ты в клубах с мероприятиями для раз­ влечения и отдыха нашла отражение в материалах XIII, XIV съездов партии. А XV конференция ВКП(б) указала на «вновь наметившиеся уклоны в сторону использования клуба исключительно для политико-просветительных задач, постепенно вы тесняя из клуба все виды развлечения и отдыха (танцы, драм ­ кружки, хоры, музыку и пр.)». В резо­ люции конференции подчеркивалось, что «такой чрезмерный ригоризм ведет к тому, что рабочий из клуба идет искать развлечений в пивную, трактир, чайную, на улицу». Известно, что ярче всего Пролеткульт проявил себя в литературе и искусстве, в области художественного просвещения. Весьма интересен в этом плане раздел книги В. Горбунова «Критика эстетиче­ ских позиций Пролеткульта». И з двух крайностей в решении проб­ лемы преемственности духовных ценно­ стей прошлого — некритическое исполь­ зование и тотальное отрицание — была более опасной, стойкой — вторая. Увле­ ченные «сбрасыванием с корабля совре­ менности», пролеткультовцы в «мусор­ ную корзину истории» намеревались выбросить музыку Чайковского, реали ­ стический театр. Вон психологизм! Он — от старого искусства и не способен к большим социальным обобщениям. Эстетическая неразвитость большин­ ства пролетариев, таким образом, поощ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2