Сибирские огни, 1976, №9
к ак говорится в постановлении ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 г. «О пере стройке литературно-художественных организаций». В работах последнего десятилетия про водится мысль о том, что концепции пролеткультовских теоретиков часто оставались на бумаге, практическая ра бота низовых организаций развивалась в русле обыкновенного просвещения. Обстоятельно об этом пишет и В. Горбу нов, обращая внимание на несоответст вие между практической просветитель ной работой местных пролеткультов и теоретическими изысканиями идеологов Пролеткульта, их порой самыми ф анта стическими планами создания «проле тарской культуры». Значит, «низы» на ходились в противоречии с «верхами». Кстати, первыми об этом говорили и писали сами руководители Пролеткуль та, выезжавшие с инспекциями в раз личные районы страны. В результате этих инспекций одни организации отлу чались от Пролеткульта, другие пере страивали свою работу. В самом деле, откуда было взять столько инструкторов, чтобы повсюду создавать «пролетарскую культуру» по рецептам ее теоретиков? К тому же, в большинстве своем неграмотный и ма лограмотный пролетариат тянулся к знаниям, а студии и кружки Пролет культа были в основном рассчитаны на тонкий слой наиболее развитых и под готовленных пролетариев. Вот и полу чалось, что многие ячейки культурной жизни рабочих имели лишь формаль ную связь с Пролеткультом, ограничи вались вывеской. Но можно ли объяс нять все пороки этой организации деятельностью «верхов»? Разве с р аз венчанием «идеологов» с вульгарным социологизаторством было покончено? В. Горбунов приводит убедительное признание ведущего журнала Пролет культа «Пролетарская культура»: «...Многие организации чисто просвети тельного характера называют себя Про- леткультами, не имея никакого о нем представления, а просто воодушевляясь яркой идеей пролетарской культуры». И это писалось в 1920 году, в период возвышения Пролеткультов! Отсюда правомерен вывод, что влияние Пролет культа, как некоей лаборатории по вы работке, говоря словами Ленина, «вы скочившей неизвестно откуда» «проле тарской культуры» (В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 41, стр. 304), существенно преувеличено. Трудно теперь, спустя многие десятилетия, точно установить, какие культурные организации рабочих были пролеткультовского толка, какие — нет. Одно несомненно, что кочующие из статьи в статью, из книги в книгу циф ры, характеризующие распространен ность организаций Пролеткульта, член ство в них, нуждаются в обстоятельных комментариях. Статистика исходила от самого Пролеткульта, и корректирующих ее данных, видимо, не существует. Сом неваться же в заинтересованности Про леткульта преувеличить свое влияние не приходится. Государственная система просвещения, как и государство в целом, сложилась не сразу, но, укрепляясь, она ограни чивала полномочия общественных орга низаций в области культуры, стихий ность и разноголосица уступали место плановости и централизации. Перестраи вался и Пролеткульт, хотя долго и му чительно. Родился-то он раньше Наркомпроса, а декрет ВЦИК «Об учреждении Государственной комиссии по просвещению» наделял Пролеткульт в числе других рабоче-крестьянских и солдатских просветительных организа ций «полной автономией как по отноше нию к государственному центру, так и по отношению к центрам муниципаль ным». Этот документ при изучении истории Пролеткульта почему-то обхо дят. В. Горбунов же использует, объясня ет причины его появления. Во мнениях сходились или расходи лись в зависимости от взглядов на проб лему преемственности духовных ценно стей, на пути и методы формирования социалистической культуры . Это была центральная для Пролеткульта пробле ма, а разрешить ее, не искаж ая смысла марксистско-ленинской теории, он так и не сумел. То, что отдельным или даже многим пролеткультовским организаци ям, как видно из книги, не был свой ствен нигилизм, на наш взгляд, едва ли говорит в пользу Пролеткульта. Внима ние кружковцев, студийцев к творениям классиков проявлялось не в духе Про леткульта, но вопреки ему. Конечно, недостаточно лишь заключе ния о взглядах на наследие по признаку, были или не были классические произ ведения, скажем , в репертуаре пролет культовской драматической студии. Любопытный пример. С. М. Третьяков ставил пьесу А. Н. Островского «На вся кого мудреца довольно простоты», но текст «переработал», «осовременил» до неузнаваемости. Действие стало происхо дить в Париже, добавились новые герои (Ллойд Джордж и др.). Критика была недовольна подобными героями и требо вала ввести в спектакль более «злобо дневных» Кулиджа, Штреземана, Гиль- фердинга. И что же в результате произо шло с Островским? Московские «Вечер ние известия» 30 апреля 1923 г. писали: «Островский здесь и не ночевал. Но цель была достигнута. Получилось хорошее цирковое представление, насыщенное острыми трюками, ярко сатирическими репликами, композитор текста ухитрил ся вкрапить туда даже антирелигиозную пропаганду». Обращение к классике, по-видимому, диктовалось стремлением пролеткуль- товцев захватить плацдарм своих про тивников. Приведенный пример, как ви дим, говорит не о новом прочтении пьесы, не о новой постановочной манере, а о безграничном волюнтаризме поста новщика, о разрушении произведения искусства.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2