Сибирские огни, 1976, №9
Ю. Марченко В. И. ЛЕНИН И ПРОЛЕТКУЛЬТ «Не выдумка новой пролеткультуры, а развитие лучших образцов, традиций, результатов существующей культуры с точки зрения миросозерцания марксизма и условий жи зни и борьбы пролетариата в эпоху его диктатуры» (Поли. собр. соч. Изд. 5-е, т. 41, с. 462). В этой лаконичной формулировке суть ленинской концепции социалистической культуры . Со слов вождя революции, напечатанных крупно на обложке, начинается первая в совет ской историографии крупная моногра фическая работа известного ученого- историка В. В. Горбунова «В. И. Ленин и Пролеткульт». Интерес исследователей к проблемам традиции и новаторства в области ду ховной культуры не ослабевает. Про леткульт ж е является организацией, в деятельности которой нашли концентри рованное отражение трудности становле ния новой, социалистической культуры. Пролеткульт в этом плане весьма ярк ая организация, у которой были и пред- щественники, и последователи. «Ле визна» в культуре, попытки голого отрицания существующих духовных ценностей, разумеется, явление не толь ко российское. Р азличия в формах сек тантства и нигилизма в мировом р а бочем движении, сила их проявления объясняются конкретными исторически ми условиями, социально-классовой структурой общества, составом рабочего класса и положением его в обществе, уровнем культурного развития. О пролетарской культурной органи зации, или Пролеткульте, написано много философами, литературоведами, искусствоведами, но меньше всего исто риками. Правда, редкий историк совет ской культуры, занимающийся 20-ми годами, не затрагивает эту тему. Но делается это обычно так, как будто бы существует некая незыблемая истина, ее лишь надо по-своему очередной раз доказать, механически прирастить к ней новые бесспорные положения. Притом, проблема Пролеткульта рассматривает ся нередко как частная, второстепенная для истории культурного строительства, как проявление только ошибок полити чески незрелых групп или отдельных личностей. Но почему же тогда Ленин, Коммуни стическая партия в самую трудную для социалистического Отечества пору могли так много уделять внимания Пролет культу, много дискутировать с его тео ретиками, принимать ряд решений? И борьба-то велась, особенно в начале 20-х годов, не против, но за Цролеткульт, что так убедительно показано в моно графии В. Горбунова. Автор задался целью изучить историю Пролеткульта в контексте ленинской культурной политики, выявить истоки воззрений пролеткультовских руководи телей, трансформацию этих воззрений в разные периоды. Другие исследователи мало уделяли внимания предыстории Пролеткульта. В. Горбунов рассматри вает пролеткультовское движение как процесс, корни которого — в досоветской эпохе, апогей развития—в годы граждан ской войны и далее — длительная поло са упадка. Пожалуй, следовало бы на звать как четвертый этап — всплеск пролеткультовской активности в годы первой пятилетки. Ярким примером мо жет служить деятельность Сибирского пролеткульта. В. Горбунов, к сожалению, оставляет без объяснения, почему «ре цидивы пролеткультовщины в подходе к решению задач культурного строи тельства становились в эту пору особен но опасными» (подчеркнуто мною,— Ю. М.). То есть «особенно опасными» тогда, когда «успели уже вырасти кадры пролетарской культуры и искусства, выдвинулись новые писатели и худож ники с заводов, фабрик, колхозов»,—
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2