Сибирские огни, 1976, №9

ставляют одну из сторон многогранного литературного, научно-художественного и просветительского творчества писате­ ля. Его перу принадлежит значительное количество публикаций самых разных форм, но никогда не оставляющих чита­ теля равнодушным — от небольших га­ зетных эссе, в которых Сергей Марков любит делиться с читателями тем, что волнует его в ходе увлекательных книж ­ ны х и архивных изысканий, и до по­ истине монументальных произведений, посвященных выдающимся путешест­ венникам, первооткрывателям новых земель и исследователям природы — Н. М. Пржевальскому, Семену Дежневу, Чокану Валиханову, П. П. Семенову- Тян-Шанскому, Л. А. Загоскину... «Зем­ ной круг» и «Вечные следы», изданные бдна за другой относительно недавно,— свидетельство неувядаемых творческих возможностей писателя, неустанности поисков во им я прославления мужества и благородных деяний человека на Зем ­ ле. З а плечами Сергея Маркова семь десятилетий жизни. Из них полвека от­ дано любимому делу — литературе и исследованиям, связанным с яркими эпизодами отечественной истории, в чис­ ле которых — географические открытия русских во всем их величии и значимо­ сти. Книги писателя показывают, что творчество его так же молодо и свежо, к ак и ранее, и что читателю предстоят в будущем новые интересные и волную­ щие встречи с излюбленными героями Сергея Маркова. Для сибиряков такая перспектива в особенности привлека­ тельна, ибо северо-восток Азии как раз то место, где обычно развертывается действие его рассказов. Возвращаясь к теме особенностей н а­ учно-художественного творчества Сергея Маркова, как они вырисовываются по «Земному кругу» и «Вечным следам», следует подчеркнуть, что, поскольку книги написаны профессиональным ли­ тератором, а не исследователем, специа­ лизирующимся в изучении истории гео­ графических открытий и исторической географии, то можно подумать, что чи ­ тателю предлагается в них ознакомиться с беллетризованными рассказами на знакомые по специальным, чисто науч­ ного плана, изданиям, сюжетами из исто­ рии познания человеком планеты. Од­ нако Сергей Марков известен как неутомимый изыскатель новых материа­ лов в архивохранилищах страны, скру­ пулезный собиратель сведений о под­ вигах выдающихся представителей русского народа в разны х концах Земли и составитель поистине уникальной ис­ торико-географической картотеки. К аж ­ дая его работа такого плана отнюдь не только художественное, но и строго документированное научно-исследова­ тельское и источниковедческое произве­ дение с множеством волнующих догадок и драматических коллизий. Сергей Мар­ ков — один из лидеров чрезвычайно важного направления творчества, рас­ положенного на стыке науки и литера­ туры. Плоды его усилий вызывают н е­ изменно пристальный ц благодарный интерес самы х широких читательских кругов. От автора здесь требуются мас­ терство художника слова, тонкость ис­ следования ученого, умение драматурга захватывающе скомпоновать сюжетные линии. Сергей Марков счастливо владеет тайной изящного сочетания всех этих качеств, и поэтому не удивительным был успех его книги «Земной круг», посвя­ щенной русским землепроходцам и мо­ реходам XVII—XVIII вв. Вторая кни­ га — «Вечные следы», тематически связанная с первой, а хронологически и «географически» несравненно более ш и­ рокая, привлекает столь ж е пристальное внимание, ибо она сделана рукой боль­ шого мастера. Книга «Земной круг» поразительно многопланова. Сюжеты ее калейдоско- пичны по разнообразию, герои много­ численны, а арены их действий порой отстоят друг от друга на десятки ты сяч километров. Но Сергей Марков сразу же, с первой серии новелл, объединенных им в раздел «Скифское время», раскрывает читателю «секрет» своего творческого научно-художественного метода, позво­ ляющего ему смело переш агивать из одной эпохи в другую, связывать, к аж ет­ ся, несоединимое и показывать, насколь­ ко неожиданно тесным был мир чело­ вечества, отстоящий от современности на множество веков. Р ассказ его пона­ чалу нетороплив, буднично прост и, каж ется, не предвещает ничего такого, что могло бы захвати ть внимание чита­ теля и заставить неотрывно следовать за цепочкой событий. Между тем впе­ чатление такое обманчиво — чем далее протягиваются нити сюжета, тем осно­ вательнее оказывается заинтригованным читатель, ожидая развязки повествова­ ния и предчувствуя, что она7окажется неожиданной и незаурядной. Наконец, книга захваты вает всецело и читается, пока не переворачиваешь последнюю страницу. Так, ничего, кроме удивления, не ис­ пытываеш ь вначале, когда, узнаешь, что на далекой Камчатке рыбовед О. И. Оре­ хов, обследуя берега озера Ушкин, н а­ шел среди камней осыпи одного из мы ­ сов несколько медных монет. Одна из них, к ак выяснилось через некоторое время, чеканилась в III в. до н. э. в Причерноморье! Фантастика какая-то или шутка некоего одержимого нумизма­ та. Неужто в самом деле можно на основании подобного открытия всерьез представить, что в столь отдаленные времена могли существовать связи м еж ­ ду населением побережья Черного моря и самым отдаленным районом Азиатско­ го континента?! Для Сергея Маркова от­ кры тие монет на Камчатке стало, одна­ ко, отправной точкой для многолетних изысканий, итоги которых оказались чрезвычайно интересными. Прежде все­ го примечательно, что первое известие

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2