Сибирские огни, 1976, №9
В восьми строках развернута целая эстетическая программа, отвергающая ш тукарство, игру «мертвыми словами», то есть такими, что не несут смысловой нагрузки, не насыщ ены чувством. Но если бы в стихотворные строки бы л а влож ена только логическая информа ция, мы могли бы говорить лиш ь о зарифмованной формулировке, выдер жанной в заданном размере, а не о поэ тическом произведении. Здесь же много значность слова, точное изящество в выраж ении мыслей и чувств, мелодия стиха говорят сами за себя; к тому же стихотворение заверш ается очень емким поэтическим образом, вобравшим в себя и художественно преломившим мысль автора — в «строки, излучающие свет», слова должны входить, «как патрон в обойму». Есть ещ е один смысловой оттенок это го сравнения — оно, перекликаясь с пер вой строкой («играть словами... Экая заслуга!»), напоминает, что поэзия — это грозное оружие, а не пустая безделушка, служ ащ ая развлечению или версифика торским упражнениям , что, по сути, одно и то же. ' Стихотворение «Завещание» начинает ся очень скорбной строфой: Мне очень горько от печальны х строк. Что иногда лож атся на бумагу... Я знаю, что уж е недолог срок — Я та к же ти хо, то лько в землю ля гу . Это печальное предвидение рождает тревогу, однако, причина тревоги — не в неизбежности физического конца. Поэ та тревожит другое — Чтоб с выводами к ри ти к не спеш ил. Н айдя печальные стихотворенья. Они раздумьем бы ли рождены . И в чем-то были у кр е п и ть долж ны , И что -то были облегчить долж ны : Они — как слезы. Ночью. В тихомолку. Он до конца обязан понимать, Что значили ночные слезы эти. Которы х не долж на заметить мать И у в и да ть незыросшие дети. Так в наш ем воображении дорисовыва ется образ поэта — человека большого мужества и подлинного благородства. Он не хочет и на мгновение вы к азать сла бость, потому что знает: подчас плакать можно лишь наедине с собой. В конечном счете стихи о поэзии в творчестве Е. Стюарт трансформируются в стихи о силе и красоте человеческого сердца, в стихи о гармонии человеческих чувств, а поэт предстает перед нами пев цом справедливости, человечности. В мире Е. Стюарт, — к ак мы видели, мире трудном, не огражденном от проти- ; воречий нашего сложного века, от драм а тических и трагических коллизий, все ж е на первом плане неизменно присут ствует убеждение в доброте окружающей нас действительности. Е. Стюарт возвращ ается к этой теме снова и снова: Б лагослови всем сердцем дом, Где п у тн и к у открою т двери, О ты щ ут место за столом И сло в у на слово поверят. В этом доме, «где не закры ты н а замок ш к афы хозяйские и души», «где ты н ай дешь, когда придешь, радушье, а не рав- нодушье, где вы суш ат одежду в дождь и слезы, мож ет быть, осушат», — в этом доме — ...сердце будет п и ть взахлеб М ир и покой за доброй дверью ... То т дом благослови за хлеб — Д л я всех насущ ны й хлеб доверья. Для поэта много зн ачи т человеческая доброта, «для всех насущный хлеб до верья». Но есть еще одно — самое в аж ное условие взаимопонимания, доверия: художник долж ен ж и ть мыслями и чув ствами народа. Е. Стюарт сопрягает единство поэта и народа с бесстрашной правдивостью худож ника — нет вины тяж елее, чем попы тка обмануть людей. Знаменательно, что она говорит об этом в стихотворении биографического плана: Бы ла всегда со мною рядом Моя судьба — моя страна. Она сквозь горе и сквозь радость Во мне звучала, как стр ун а. Я п остигала цену слова И цену правды в слове том. Седые матери и вдовы Мне бы ли мерой и судом . Я знала, как суровы судьи —■• С олдаты праведной войны: Мне лж и бы не п р о сти ли лю ди. Не о тп ус ти ли бы вины . Той стр огой мерой непрелож ной И ныне я жива, пока Народ мой верит, что надеж на Моя рука. Моя строка. На первом плане для Е. Стюарт всегда находится человек, ж и зн ь его ум а и сердца. Следствием поисков кратчайшего пути к сердцу чи тателя и явл яется про стота, которая самой своей сутью свиде тельствует об установке н а демократизм стиха — стиха общедоступного, обще понятного, чурающ егося всякой услож ненности и в то ж е вр ем я отражающего ж и зн ь во всей ее сложности. Но это именно простота, простота, рожденная мастерством и не имеющ ая ничего обще го с примитивизмом. Достаточно оглядеть сделанное Е ли за ветой Стюарт, чтобы убедиться в зн ачи тельности и плодотворности ее почти по лувековой литературной деятельности. Талантливый поэт, голос которого звучит самобытно и чисто, обогащает советскую поэзию тембром, присущим только ему. Творчество Ели заветы Константиновны по достоинству входит в богатство нашей современной советской русской поэзии.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2