Сибирские огни, 1976, №9
. Нет ничего страшнее, чем терять един ственных сыновей, но трагизм положе ния собирается, к ак в фокусе, именно сейчас — коль собрались матери, нужен тост. Какой? О чем? Здесь все может случиться: и слезы безысходного горя, и безнадежной тоски, и беспросветного отчаяния. Какой мо жет быть сейчас тост? С идят подруж ки. Вечер тих. И стол, как у людей. И говорит одна из них: — Н у, выпьем за детей! Но нет у них детей своих, И праздник их не прост. А то ст — он за чуж их детей, Но за детей их тост! Вдруг высвечиваются удивительного благородства женские души — души ма терей в самом высоком значении этого слова! Матери погибших сыновей подни мают тост за всех ныне живущих детей, и простые слова «выпьем за детей» — становятся символом самоотверженной, поистине героической материнской люб ви. Стихотворение насыщено поэзией преодоления страдания, жизнелюбивой мудростью. Вспомним потрясающую поэму Павла Антокольского «Сын», посвященную па мяти младшего лейтенанта Владимира Павловича Антокольского, павшего смер тью храбрых 6 июля 1942 года,— и мы увидим то, что сближает' стихотворение Е. Стюарт с поэмой. Не только тема — потеря единственно го сына. Не только бессрочная родитель ская мука, потому что для отца и матери погибший ребенок жив,— об этом строки П. Антокольского. У героинь Ё. Стю арт — тост за всех детей, счастье кото ры х куплено ценой гибели своих сыно вей. «Во имя правды, большей, чем твоя», используя формулу П. Антоколь ского, находят в себе силу жить и радо ваться счастью других старые подружки: Любовь при них, печаль при них, А кто им си лу дал? С идят подруж ки. Вечер тих. Ч уть -ч уть дрож ит бокал. Финальная строка стихотворения дает нам понять, какой ценой куплено это кажущееся спокойствие, хотя звучит очень сдержанно, Е. Стюарт верна себе и пуще всего чурается аффектации чувств. Стихотворение с названием, ни к чему не обязывающим -г- «Зарисовка»,— про читано. И остается в душе чувство: мы прочли о народе, о его любви к Родине, о готовности отдать стране самое доро гое — и свои жизни, и жизни своих де тей. Единичный ф акт становится обоб щением, убедительным и впечатляющим, а стихотворение — глубоко патриоти ческим. На примере трех различных по жизненному материалу стихотворений Е. Стюарт мы могли убедиться, что мас штаб личности поэта — одно из важней ших слагаемых его творчества. Именно масштаб личности определяет звучание стихов: от этого зависит, шире или уже конкретного ф акта данное произведение, в этом следует искать объяснение того, что стихи об «отдельных эпизодах» в жизни «отдельных людей» восприни маются к ак стихи на патриотическую тему, решенную не посредством треску чих деклараций, а неотразимо достовер но, с подлинной поэтичностью. Ярким и сильным чувством проник нуты стихи Е. Стюарт о Родине. Для поэта любовь к Отчизне — чувство все поглощающее, всеобъемлющее, й врож денное, и впитанное с молоком матери. Такое восприятие Отчизны выражено в стихотворении «Родине», которое я при веду целиком. Я разную при роду понимаю ' И пы ль тропинок разны х приминаю . Но лиш ь тебя я та к лю блю и знаю И ни за что вовек не променяю. Не потому, ч то ты прекрасней многих. А просто ты живеш ь в моей тревоге, В моих решеньях ч в моих круш еньях То как опора, то как утешенье. Ты для меня — начало всех начал: Твой ветер колыбель мою качал, И вручены мне до скончанья дней П олы нь и солнце Родины моей. Ощущение Родины здесь вовсе не вне временное: приметы нашей эпохи не леж ат на поверхности, но отчетливо видны. «Виза времени» проявляется в интернационалистической позиции авто ра — нет здесь принижения или тем бо лее уничиж ения других стран: «Я разную природу понимаю», в кровной прича стности к жизни страны, к ее сверше ниям — ведь «вручены мне до скончанья дней полынь и солнце Родины моей». Но сверх всего, что можно перевести в логические категории, есть тут поэ зи я — он а/р азл и та в искренности при знаний, fe открытости эмоций, в музыке строк, из которых каж д ая свидетельст вует о том, что была не просто написа на, а выстрадана: опыт большой жизни стоит за любой из них. \ Есть внутренняя закономерность в том, что лирика патриотическая всегда не разделимо сплавлена с гражданствен ной. Истоки публицистической лирики — в патриотическом чувстве поэта. По зиция патриота — позиция неизменно принципиальная, в силу непримиримо сти к недостаткам, нетерпимости ко все му, что нарушает гармонию действи тельности, столь дорогой и близкой сердцу художника. Это полностью относится и к творче ству Е. Стюарт. На первый взгляд, публицистичность не свойственна ее стихам, всегда нося щим характер доверительного разговора с читателем, разговора наедине, с глазу на глаз. Но в том-то и особенность пуб лицистических стихов Е. Стюарт: н а правленные своим острием против отри цательных явлений, они в то же время не воспринимаются как монолог него
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2