Сибирские огни, 1976, №9

. Нет ничего страшнее, чем терять един­ ственных сыновей, но трагизм положе­ ния собирается, к ак в фокусе, именно сейчас — коль собрались матери, нужен тост. Какой? О чем? Здесь все может случиться: и слезы безысходного горя, и безнадежной тоски, и беспросветного отчаяния. Какой мо­ жет быть сейчас тост? С идят подруж ки. Вечер тих. И стол, как у людей. И говорит одна из них: — Н у, выпьем за детей! Но нет у них детей своих, И праздник их не прост. А то ст — он за чуж их детей, Но за детей их тост! Вдруг высвечиваются удивительного благородства женские души — души ма­ терей в самом высоком значении этого слова! Матери погибших сыновей подни­ мают тост за всех ныне живущих детей, и простые слова «выпьем за детей» — становятся символом самоотверженной, поистине героической материнской люб­ ви. Стихотворение насыщено поэзией преодоления страдания, жизнелюбивой мудростью. Вспомним потрясающую поэму Павла Антокольского «Сын», посвященную па­ мяти младшего лейтенанта Владимира Павловича Антокольского, павшего смер­ тью храбрых 6 июля 1942 года,— и мы увидим то, что сближает' стихотворение Е. Стюарт с поэмой. Не только тема — потеря единственно­ го сына. Не только бессрочная родитель­ ская мука, потому что для отца и матери погибший ребенок жив,— об этом строки П. Антокольского. У героинь Ё. Стю­ арт — тост за всех детей, счастье кото­ ры х куплено ценой гибели своих сыно­ вей. «Во имя правды, большей, чем твоя», используя формулу П. Антоколь­ ского, находят в себе силу жить и радо­ ваться счастью других старые подружки: Любовь при них, печаль при них, А кто им си лу дал? С идят подруж ки. Вечер тих. Ч уть -ч уть дрож ит бокал. Финальная строка стихотворения дает нам понять, какой ценой куплено это кажущееся спокойствие, хотя звучит очень сдержанно, Е. Стюарт верна себе и пуще всего чурается аффектации чувств. Стихотворение с названием, ни к чему не обязывающим -г- «Зарисовка»,— про­ читано. И остается в душе чувство: мы прочли о народе, о его любви к Родине, о готовности отдать стране самое доро­ гое — и свои жизни, и жизни своих де­ тей. Единичный ф акт становится обоб­ щением, убедительным и впечатляющим, а стихотворение — глубоко патриоти­ ческим. На примере трех различных по жизненному материалу стихотворений Е. Стюарт мы могли убедиться, что мас­ штаб личности поэта — одно из важней­ ших слагаемых его творчества. Именно масштаб личности определяет звучание стихов: от этого зависит, шире или уже конкретного ф акта данное произведение, в этом следует искать объяснение того, что стихи об «отдельных эпизодах» в жизни «отдельных людей» восприни­ маются к ак стихи на патриотическую тему, решенную не посредством треску­ чих деклараций, а неотразимо достовер­ но, с подлинной поэтичностью. Ярким и сильным чувством проник­ нуты стихи Е. Стюарт о Родине. Для поэта любовь к Отчизне — чувство все­ поглощающее, всеобъемлющее, й врож ­ денное, и впитанное с молоком матери. Такое восприятие Отчизны выражено в стихотворении «Родине», которое я при­ веду целиком. Я разную при роду понимаю ' И пы ль тропинок разны х приминаю . Но лиш ь тебя я та к лю блю и знаю И ни за что вовек не променяю. Не потому, ч то ты прекрасней многих. А просто ты живеш ь в моей тревоге, В моих решеньях ч в моих круш еньях То как опора, то как утешенье. Ты для меня — начало всех начал: Твой ветер колыбель мою качал, И вручены мне до скончанья дней П олы нь и солнце Родины моей. Ощущение Родины здесь вовсе не вне­ временное: приметы нашей эпохи не леж ат на поверхности, но отчетливо видны. «Виза времени» проявляется в интернационалистической позиции авто­ ра — нет здесь принижения или тем бо­ лее уничиж ения других стран: «Я разную природу понимаю», в кровной прича­ стности к жизни страны, к ее сверше­ ниям — ведь «вручены мне до скончанья дней полынь и солнце Родины моей». Но сверх всего, что можно перевести в логические категории, есть тут поэ­ зи я — он а/р азл и та в искренности при­ знаний, fe открытости эмоций, в музыке строк, из которых каж д ая свидетельст­ вует о том, что была не просто написа­ на, а выстрадана: опыт большой жизни стоит за любой из них. \ Есть внутренняя закономерность в том, что лирика патриотическая всегда не­ разделимо сплавлена с гражданствен­ ной. Истоки публицистической лирики — в патриотическом чувстве поэта. По­ зиция патриота — позиция неизменно принципиальная, в силу непримиримо­ сти к недостаткам, нетерпимости ко все­ му, что нарушает гармонию действи­ тельности, столь дорогой и близкой сердцу художника. Это полностью относится и к творче­ ству Е. Стюарт. На первый взгляд, публицистичность не свойственна ее стихам, всегда нося­ щим характер доверительного разговора с читателем, разговора наедине, с глазу на глаз. Но в том-то и особенность пуб­ лицистических стихов Е. Стюарт: н а­ правленные своим острием против отри­ цательных явлений, они в то же время не воспринимаются как монолог него

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2