Сибирские огни, 1976, №9
О, родная Земля, оттого дорога ты до слез, Ч то и там, над землей, . ты людскими руками согрета. Всеобъемлюще понятие «родная стра н а »— в нем не только люди, каждый из которых нужен другим, не только прос торы Отчизны и даже не только прон зающ ая космос ракета, но и труд сооте чественников, разумный, украшающий жизнь, роднящий их между собой и свя зывающий со всей планетой, даже со всей Вселенной. Мысль о нерасторжимости Родины и красоты труда людского близка Е. Стю арт. «Как в первую неделю мирозданья, здесь смерти нет. Здесь только сози- данье»,— утверждает она, рисуя будни стройки. В ее изображении — это радост ная стихия созидания, даже, пожалуй, сотворения мира; поэт восхищается тво рящей силой человека: «Мир предугадан, но еще изменчив, в нем нет: «так бы ло»,— есть: «да будет так!» Самые различные по темам стихи Е. Стюарт в конечном счете оказываю т ся стихами о Родине. Вот раздумья о трудном выборе жизненного пути: в дни войны, когда «ушли в сраженье сверст ники», девушка оказывается перед ли цом событий наедине «с тетрадью чис той». Е. Стюарт напутствует юную поэтессу, обещая ей «в каждой строчке... луч рассвета, предчувствие победы впе реди», предупреждая, что перед нею — путь прекрасный, но нелегкий, на кото ром она встретит немало испытаний: Людское горе встретится с тобой. И, как своя, беда чуж ая грянет, И навсегда судьба народа станет Твоей неотвратимою судьбой. Стихотворение написано в 1945 году, незадолго до Победы в Великой Отече ственной войне. Такие строки могли вылиться только из-под пера художни- ка-гражданина, в них утверждается не раздельность судеб народа и каждого человека; без глубинной, неразрывной связи с народом поэт не может со стояться. «Как своя, беда чуж ая грянет»,— р аз ве это не формула сопричастности под линного художника к делам своего народа? Стихотворение о девушке, и з бирающей дорогу к творчеству, на по верку оказывается стихотворением о Родине, о всепоглощающей любви к народу. А вот стихотворение, отделенное от предыдущего почти четвертьвековым сроком — «На выставке мод» (1967). З а главие его с документальной точностью обозначает тему: Демонстрирую тся моды новые — Заграница делает показ. Женщина, уже седоголовая, С манекенщиц не спускает глаз. В нарочитом прозаизме — «делает по каз» едва уловимый налет иронии; Оборот «деловой прозы» говорит и о заурядности, обычности события, и соз дает колорит места и времени (сколько писалось у нас, и пока без видимого эф фекта, о засилии отглагольных сущест в и тел ьны х— не «показывает», а «делает показ», не «шьет», а «производит по шив»), Но к седоголовой женщине этот иронический оттенок не имеет отноше н и я — очень увлеченно она смотрит на девушек, что «в шествии сверкающем участвуют, очень элегантны и модны». Ей, отшагавшей молодость в подшитых валенках и ватнике — обычной одежде военной поры,— не носить уж е бальных платьев, модные фасоны не для нее. «Вот она глядит на моды новые, старые обиды не горят», ее, так же, к ак моло дежь, восхищает «изящество, завезенное из ФРГ». И в самом деле, хороши мо дели, даже автор не удержался от вос торженного восклицания: «Как пре красны ткани эти зыбкие, этот гибкий, стройный силуэт!..» До сих пор «предметом описания», как говаривали в старину, был этот самый «показ» мод и — как принято сейчас го ворить — реагаж публики. Стихотворе ния пока нет, есть только живописная зарисовка, достоверные детали. И вот следует заключительный штрих: Х одят на помосте манекенщицы Взад — вперед и снова взад — вперед. Х лопаю т муж чины им и женщ ины — Очень незлопам ятный народ. Последний «удар кисти» — и зарисов ка становится стихотворением большой мысли и яркого чувства: о великодушии советского народа, умеющего в грозную годину встать на защиту своей Родины, а после войны дружески встречать пред ставителей страны, еще на памяти ж и вущих воевавшей против нас. Итак, тема — вы ставка заграничных мод, а суть — прославление благородства и ве личия нашего народа, поднявшегося над местью во имя будущего, во имя мира на Земле! И еще одно стихотворение. Заряд по лемичности есть, думается, в самом его названии —i«Зарисовка». Зарисовка — значит, набросок, рисунок, с натуры, не претендующий на широкое обобщение. С первых же строк стюартовской зари совки явственно ощутим глубокий дра матизм обыденного факта: Сош лись подруж ки старые За праздничным столом. Х одили прежде парами — С мужьями. А потом... Потом остались вдовами. И сами, без мужей, Одни в те дни суровые Р асти ли сыновей. Потом война солдатами Те х сделала ребят; Уш ли на поле ратное И не приш ли назад. И х на войне убили." Как не были... Но были! «Но были!» — это вскрик материнского сердца, и по-прежнему, хоть «прошли десятилетия, а эта боль — в упор».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2