Сибирские огни, 1976, №9

О, родная Земля, оттого дорога ты до слез, Ч то и там, над землей, . ты людскими руками согрета. Всеобъемлюще понятие «родная стра­ н а »— в нем не только люди, каждый из которых нужен другим, не только прос­ торы Отчизны и даже не только прон­ зающ ая космос ракета, но и труд сооте­ чественников, разумный, украшающий жизнь, роднящий их между собой и свя­ зывающий со всей планетой, даже со всей Вселенной. Мысль о нерасторжимости Родины и красоты труда людского близка Е. Стю­ арт. «Как в первую неделю мирозданья, здесь смерти нет. Здесь только сози- данье»,— утверждает она, рисуя будни стройки. В ее изображении — это радост­ ная стихия созидания, даже, пожалуй, сотворения мира; поэт восхищается тво­ рящей силой человека: «Мир предугадан, но еще изменчив, в нем нет: «так бы­ ло»,— есть: «да будет так!» Самые различные по темам стихи Е. Стюарт в конечном счете оказываю т­ ся стихами о Родине. Вот раздумья о трудном выборе жизненного пути: в дни войны, когда «ушли в сраженье сверст­ ники», девушка оказывается перед ли­ цом событий наедине «с тетрадью чис­ той». Е. Стюарт напутствует юную поэтессу, обещая ей «в каждой строчке... луч рассвета, предчувствие победы впе­ реди», предупреждая, что перед нею — путь прекрасный, но нелегкий, на кото­ ром она встретит немало испытаний: Людское горе встретится с тобой. И, как своя, беда чуж ая грянет, И навсегда судьба народа станет Твоей неотвратимою судьбой. Стихотворение написано в 1945 году, незадолго до Победы в Великой Отече­ ственной войне. Такие строки могли вылиться только из-под пера художни- ка-гражданина, в них утверждается не­ раздельность судеб народа и каждого человека; без глубинной, неразрывной связи с народом поэт не может со­ стояться. «Как своя, беда чуж ая грянет»,— р аз­ ве это не формула сопричастности под­ линного художника к делам своего народа? Стихотворение о девушке, и з­ бирающей дорогу к творчеству, на по­ верку оказывается стихотворением о Родине, о всепоглощающей любви к народу. А вот стихотворение, отделенное от предыдущего почти четвертьвековым сроком — «На выставке мод» (1967). З а ­ главие его с документальной точностью обозначает тему: Демонстрирую тся моды новые — Заграница делает показ. Женщина, уже седоголовая, С манекенщиц не спускает глаз. В нарочитом прозаизме — «делает по­ каз» едва уловимый налет иронии; Оборот «деловой прозы» говорит и о заурядности, обычности события, и соз­ дает колорит места и времени (сколько писалось у нас, и пока без видимого эф ­ фекта, о засилии отглагольных сущест­ в и тел ьны х— не «показывает», а «делает показ», не «шьет», а «производит по­ шив»), Но к седоголовой женщине этот иронический оттенок не имеет отноше­ н и я — очень увлеченно она смотрит на девушек, что «в шествии сверкающем участвуют, очень элегантны и модны». Ей, отшагавшей молодость в подшитых валенках и ватнике — обычной одежде военной поры,— не носить уж е бальных платьев, модные фасоны не для нее. «Вот она глядит на моды новые, старые обиды не горят», ее, так же, к ак моло­ дежь, восхищает «изящество, завезенное из ФРГ». И в самом деле, хороши мо­ дели, даже автор не удержался от вос­ торженного восклицания: «Как пре­ красны ткани эти зыбкие, этот гибкий, стройный силуэт!..» До сих пор «предметом описания», как говаривали в старину, был этот самый «показ» мод и — как принято сейчас го­ ворить — реагаж публики. Стихотворе­ ния пока нет, есть только живописная зарисовка, достоверные детали. И вот следует заключительный штрих: Х одят на помосте манекенщицы Взад — вперед и снова взад — вперед. Х лопаю т муж чины им и женщ ины — Очень незлопам ятный народ. Последний «удар кисти» — и зарисов­ ка становится стихотворением большой мысли и яркого чувства: о великодушии советского народа, умеющего в грозную годину встать на защиту своей Родины, а после войны дружески встречать пред­ ставителей страны, еще на памяти ж и ­ вущих воевавшей против нас. Итак, тема — вы ставка заграничных мод, а суть — прославление благородства и ве­ личия нашего народа, поднявшегося над местью во имя будущего, во имя мира на Земле! И еще одно стихотворение. Заряд по­ лемичности есть, думается, в самом его названии —i«Зарисовка». Зарисовка — значит, набросок, рисунок, с натуры, не претендующий на широкое обобщение. С первых же строк стюартовской зари ­ совки явственно ощутим глубокий дра­ матизм обыденного факта: Сош лись подруж ки старые За праздничным столом. Х одили прежде парами — С мужьями. А потом... Потом остались вдовами. И сами, без мужей, Одни в те дни суровые Р асти ли сыновей. Потом война солдатами Те х сделала ребят; Уш ли на поле ратное И не приш ли назад. И х на войне убили." Как не были... Но были! «Но были!» — это вскрик материнского сердца, и по-прежнему, хоть «прошли десятилетия, а эта боль — в упор».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2