Сибирские огни, 1976, №9

тельным аргументом в этой важной дискуссии: У опор высоковольтной линии Колокольчики, такие синие! К ак легко «уместился» в первой же строке этот тяж еловесн ей техницизм — «высоковольтная линия», и как свобод­ но, без насилия подчинился он мелодии стиха. Как не стал технический термин чужеродным в лирическом стихотворе­ нии, так и сооруженная человеком махина не противостоит природе: Грузны й упирается металл В землю, отдыхающую в травах. Он ее не смял и не попрал — Спора нет меж ними, оба правы, Для поэта это еще одно подтвержде­ ние, что «энергия и красота рядом уж и ­ ваются, не ссорясь». Очень естественно сочетаются «на воде фарфоровые ли­ лии» с отражением фарфоровых «ли­ лий «-изоляторов, сделанных руками и разумом человека: ...в воде меж ли ли й изоляторы Чашечки фарфоровые спрятали — О прокинулись в глубины синие Л и ли и высоковольтной линии. Чтобы подметить фарфоровую ф акту­ ру цветов лилии, роднящую их с чашеч­ ками изоляторов, увидеть гармонию тех и других, нужна была зоркость взгляда, определяемая не только остротой зре­ ния, но, прежде всего, умным сердцем художника, добрым его умом. ^ Оттого-то природа в стихах Ё. Стю­ а р т— не просто живописный «фон», а действующее лицо. Трудно предста­ вить лирическую героиню Е. Стюарт вне природы: без ночной березы — «на ветке березы всегда засыпает звезда»; без леса — «муравейника не разрушу я и на веники не польщусь — нагляжусь, на­ дышусь, наслушаюсь, с белкой рыжей наговорюсь»; без калины — «и счастлив ты или несчастлив, цветы светящиеся те прими к ак светлое причастье и соприча­ стность красоте»; без всего того, что украш ает жизнь, делает наш мир теп­ лым, домашним, родным. И природа тоже не безразлична к чёловеку: «Умер сын у бабки деревен­ ской. И не так чтобы хороший сын...» Но смерть последнего из сыновей вско­ лыхнула застарелую боль по сынам-сол- датам, что «сулились... возвернуться. из далеких мест», но полегли там. И пусть «самый младший — самый непутевый, мать про то забыла — и права». Д ля нее сейчас он — ясный сокол, С ги н ул сокол и споки н ул мать... Сердце — как порезано осокой, Сын последний — надо понимать. Одно из самых драматических у Е. Стю­ арт, это стихотворение о судьбе русской женщины завершается строфой пронзи­ тельной силы: Выш ла в поле... В поле ночь и осень... Только звезды над простором нив. Да в колени ты ч утся колосья. Головы пред матерью склонив. Утверждение гармонии между чело­ веком и природой — вот лейтмотив, оп­ ределяющий позицию поэта. Усилия людей и жи знь лесов, полей, рек не про­ тивостоят друг другу: Бок о бок с солнцем на просторны х паш нях Работали и лю ди, и машины, И две весны д р у г д р у гу помогали — Лю дская и лесная, две весны. Истинная поэзия не поддается «инвен­ таризации», ее нельзя механически «рассортировать» по темам; она — внут­ ренне столь ж е цельное явление, как и личность самого поэта. В каждом стихо­ творении,—независимо от его темы,— сказывается личность автора, дорогие ему чувства и мысли. Тема стихотворения «В пути» может быть исчерпана его названием. Да, это — по содержанию, по теме — путевая зари ­ совка. Правда, не совсем обычная: ли­ рическая героиня только представляет себе завтрашнюю поездку. Опыт преж ­ них путешествий помогает ей вообразить множество подробностей, которые она увидит: Завтра снова снега завладею т душ ою моей — Голубые лога промелькнут за окошком вагонным. Закруж атся стога, ч у ть темнея средь белы х полей, Зимних рек берега просквозят, оглуш енны е звоном. Широко, раздольно звучащ ая строфа рассекается в каждой строке внутрен­ ней рифмой: «Снега — лога — стога — бе­ рега», и этот перезвон созвучий — как ритмический перестук колес на рельсо­ вых стыках. Все новые и новые приметы пути встают перед внутренним взором героини: Б удет поезд спеш ить торопливы й, как все поезда. Мимо елей седых. И дорогой, на всем протяженье, Б уд ут птицы , озябнув, держ ать на весу провода. Ощ ущ ая под лапкам и жизни лю дской напряженье. Так развивается близкая автору тема гармонического единства человека и природы — «гул событий и дел телеграф ­ н ая слышит струна», и все вокруг при­ частно к людским свершениям. Мы по­ стигаем: «Это — строит страна. Это — любит и дышит страна». В неразрывное целое сплетаются и видение космиче­ ской ракеты , что «в небе... отыщет дру­ гую планету», и нахохленные ели за окном вагона; и вдруг, как вздох, как признание в любви, выплескивается заветное:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2