Сибирские огни, 1976, №9
166 ю. мостков Совсем не бросается в глаза, что все три строфы этого стихотворения «про шиты» словами, фонетически близкими или даже звучащими почти одинаково; в первой строфе — это «отполыхала — отколыхала — отдыхало»; а ритм стиха подтверждает, насколько закономерно его название — «Сердце леса»: в строках ощущается ритм бьющегося живого сер дца, и внутренние рифмы — словно толч ки пульса. Рябиновая гроздь в зимнем лесу — Как будто лето напоминала И согревала белизну, Как будто сердце не умирало И отвергало седину. Ненавязчива инструментовка стихо творения «На заветных моих островах»... Цепь созвучий внутри строф так «зака муфлирована», что не сразу спохваты ваешься, откуда берется эта льющ аяся мелодия строк, эта музыкальность. И только позже замечаешь внутренние рифмы, так естественно возникающие, будто появились они по чистой слу чайности: ...На ти х и х моих островах Без того, видно, счастья довольно: Ветер вольный, и сердцу не больно На раздольны х моих островах. Е. Стюарт словно бы нарочно «прячет» свое мастерство, она вовсе не хочет по разить оригинальностью, которая, став самоцелью, обязательно оборачивается оригинальничанием. Всего важнее для поэта, считает Е. Стюарт, «найти общий язы к с другими людьми, проторить тро пинку к их сердцу...». «Когда я пишу стихи,— признается поэт,— я... ищу дружеского понимания и надеюсь на него, я обращаюсь к лю- дям-друзьям . А можно ли таиться от друзей, хитрить с ними или обманы вать их?» («Литературная Россия», 31 я н варя 1975 г.). Точнее не скажешь — любая попытка выглядеть эффектнее может только вы звать ощущение неискренности, а р аз говор между литератором и читателем подразумевает доверие. Е. Стюарт восхищается чудом жизни, восторгается разумными ее проявления ми. Любовь к каждой былинке, ко всему, что дышит и растет, к «братьям нашим меньшим», ко всему невообразимо слож ному и мудрому миру природы роднит стихи Е. Стюарт с есенинскими тради циями русской лирики. Однако есть еще одна особенность в ее стихах, показывающ ая то свое, не повторимое, что внесла она в разработ ку этой темы. Но прежде немного отвлечемся в сторону. В творчестве поэтов-сибиряков приро да по справедливости занимает видное место. Начиная с Федора Бальдауфа, современника А. С. Пушкина, все лирики Сибири обращались к этой поистине вечной теме. Но вот что важно в отношении рус ских поэтов Сибири к природе: мечтая об индустриальном будущем края, об огромных заводских корпусах, которые вырастут на безлюдных раньше просто рах, поэты-сибиряки никогда не счита ли природу враждебной людям. Не были они в числе тех, кто, искренне увлек шись идеями индустриализации, воспе вал не столько созидательную мощь человека, сколько лязг ж елеза и дымные столбы, перечеркнувшие небосвод; голу бое небо и зелень лесов и лугов сибиря ки не считали чем-то явно архаичным и чуть ли не противостоящим преобразо ванию Сибири. Для Е. Стюарт не существует антино мии «человек — природа». Человек — неотъемлемая часть природы. Люди не враждебны лесу и полю, солнцу и ветру. Вглядимся в изображенный поэтом пей заж : гармонически сочетаются и гло бальные явления природы, и человече ские дела: Восходит солнце медленно в зенит. С тар уха вдаль гл я д и т из-под ладони. У молоканки тоненько звенит Бродяга-ветер в вымытом бидоне. Покой и тиш ь на речке, и в леске, И в пахн ущ и х полы нью переулках... Л иш ь радио, как ж и лка на виске. П ульси р ует взволнованно и гулко. Здесь не случайно соседствуют далекие, казалось бы, понятия, но, чередуясь между собой, они, как разноцветные мазки, нанесенные на полотно худож ником, воссоздают цельную картину жизни. Даже очередность этих мазков показательна: солнце, старуха, ветер, бидон, р ек а и лесок, переулки, пахну щие полынью, радио... В стихах Е. Стюарт постоянно ощу щается, что жизнь достоит из двух сла гаемых. Первое слагаемое — человек, второе слагаемое — остальная природа: от зверей и птиц до леса, реки, ветра, солнца... И без взаимопроникновения этих слагаемых жизнь вообще не возможна. Эта гармония отражена и в стихах Е. Стюарт для детей: На рупор репродуктора. Спросив попутно: «Чей?», У селся ранним утром Веселый воробей. Чириканье пичуги и человеческая речь не мешают друг другу: Х оть п ти ч и й голос тиш е, — Но все ж и он услы ш ан — Передаю тся вместе Последние известия. Много копий было сломано в спорах о «взаимоотношениях» человека и приро ды в век технической революции, много различных точек зрения было вы сказа но. Одни считали, что знамение века — наступление техники, и природа должна безоговорочно уступить ее напору; дру гие отстаивали «права» природы. Е. Стюарт непосредственно в этих спо рах не участвовала, но, думается, ее «Сибирский пейзаж» мог быть убеди
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2