Сибирские огни, 1976, №9

166 ю. мостков Совсем не бросается в глаза, что все три строфы этого стихотворения «про­ шиты» словами, фонетически близкими или даже звучащими почти одинаково; в первой строфе — это «отполыхала — отколыхала — отдыхало»; а ритм стиха подтверждает, насколько закономерно его название — «Сердце леса»: в строках ощущается ритм бьющегося живого сер­ дца, и внутренние рифмы — словно толч­ ки пульса. Рябиновая гроздь в зимнем лесу — Как будто лето напоминала И согревала белизну, Как будто сердце не умирало И отвергало седину. Ненавязчива инструментовка стихо­ творения «На заветных моих островах»... Цепь созвучий внутри строф так «зака­ муфлирована», что не сразу спохваты­ ваешься, откуда берется эта льющ аяся мелодия строк, эта музыкальность. И только позже замечаешь внутренние рифмы, так естественно возникающие, будто появились они по чистой слу­ чайности: ...На ти х и х моих островах Без того, видно, счастья довольно: Ветер вольный, и сердцу не больно На раздольны х моих островах. Е. Стюарт словно бы нарочно «прячет» свое мастерство, она вовсе не хочет по­ разить оригинальностью, которая, став самоцелью, обязательно оборачивается оригинальничанием. Всего важнее для поэта, считает Е. Стюарт, «найти общий язы к с другими людьми, проторить тро­ пинку к их сердцу...». «Когда я пишу стихи,— признается поэт,— я... ищу дружеского понимания и надеюсь на него, я обращаюсь к лю- дям-друзьям . А можно ли таиться от друзей, хитрить с ними или обманы­ вать их?» («Литературная Россия», 31 я н ­ варя 1975 г.). Точнее не скажешь — любая попытка выглядеть эффектнее может только вы ­ звать ощущение неискренности, а р аз­ говор между литератором и читателем подразумевает доверие. Е. Стюарт восхищается чудом жизни, восторгается разумными ее проявления­ ми. Любовь к каждой былинке, ко всему, что дышит и растет, к «братьям нашим меньшим», ко всему невообразимо слож ­ ному и мудрому миру природы роднит стихи Е. Стюарт с есенинскими тради­ циями русской лирики. Однако есть еще одна особенность в ее стихах, показывающ ая то свое, не­ повторимое, что внесла она в разработ­ ку этой темы. Но прежде немного отвлечемся в сторону. В творчестве поэтов-сибиряков приро­ да по справедливости занимает видное место. Начиная с Федора Бальдауфа, современника А. С. Пушкина, все лирики Сибири обращались к этой поистине вечной теме. Но вот что важно в отношении рус­ ских поэтов Сибири к природе: мечтая об индустриальном будущем края, об огромных заводских корпусах, которые вырастут на безлюдных раньше просто­ рах, поэты-сибиряки никогда не счита­ ли природу враждебной людям. Не были они в числе тех, кто, искренне увлек­ шись идеями индустриализации, воспе­ вал не столько созидательную мощь человека, сколько лязг ж елеза и дымные столбы, перечеркнувшие небосвод; голу­ бое небо и зелень лесов и лугов сибиря­ ки не считали чем-то явно архаичным и чуть ли не противостоящим преобразо­ ванию Сибири. Для Е. Стюарт не существует антино­ мии «человек — природа». Человек — неотъемлемая часть природы. Люди не враждебны лесу и полю, солнцу и ветру. Вглядимся в изображенный поэтом пей­ заж : гармонически сочетаются и гло­ бальные явления природы, и человече­ ские дела: Восходит солнце медленно в зенит. С тар уха вдаль гл я д и т из-под ладони. У молоканки тоненько звенит Бродяга-ветер в вымытом бидоне. Покой и тиш ь на речке, и в леске, И в пахн ущ и х полы нью переулках... Л иш ь радио, как ж и лка на виске. П ульси р ует взволнованно и гулко. Здесь не случайно соседствуют далекие, казалось бы, понятия, но, чередуясь между собой, они, как разноцветные мазки, нанесенные на полотно худож­ ником, воссоздают цельную картину жизни. Даже очередность этих мазков показательна: солнце, старуха, ветер, бидон, р ек а и лесок, переулки, пахну­ щие полынью, радио... В стихах Е. Стюарт постоянно ощу­ щается, что жизнь достоит из двух сла­ гаемых. Первое слагаемое — человек, второе слагаемое — остальная природа: от зверей и птиц до леса, реки, ветра, солнца... И без взаимопроникновения этих слагаемых жизнь вообще не­ возможна. Эта гармония отражена и в стихах Е. Стюарт для детей: На рупор репродуктора. Спросив попутно: «Чей?», У селся ранним утром Веселый воробей. Чириканье пичуги и человеческая речь не мешают друг другу: Х оть п ти ч и й голос тиш е, — Но все ж и он услы ш ан — Передаю тся вместе Последние известия. Много копий было сломано в спорах о «взаимоотношениях» человека и приро­ ды в век технической революции, много различных точек зрения было вы сказа­ но. Одни считали, что знамение века — наступление техники, и природа должна безоговорочно уступить ее напору; дру­ гие отстаивали «права» природы. Е. Стюарт непосредственно в этих спо­ рах не участвовала, но, думается, ее «Сибирский пейзаж» мог быть убеди

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2