Сибирские огни, 1976, №9
Но грозовое наше лето С внезапным росчерком огня И этот дождь, слепой от света. О тн ять не можешь у меня! В этих строках ключ к пониманию всего цикла, ставшего гимном чувству, невиданно обогащающему душу. К любви, которую воспевает Е. Стюарт, неприложимо определение, бытующее в обиходе,— «несчастная любовь». Для поэ та такое словосочетание выглядит неле пым. Если любовь настоящ ая (незави симо от того, окаж ется она взаимной или трудной, горькой, даже трагической),— она будет обязательно счастливой, пото му что приносит человеку счастье поле та, дает душе крылья. Кто любит — тот счастлив, и в этом решении — высокий оптимизм «Одолень-травы». В конце 40-х и начале 50-х годов в литературной критике прозвучали рез кие обвинения по адресу Е. Стюарт: ее упрекали в мелкотемье, в уходе от сов ременности, в камерности творчества, в проповеди пессимизма. В немалой степени пищу таким упрекам дали и стихи цикла «Одолень-трава». Время показало, что критики ошибались, и ошибались очень существенно, не про никнув в «строчечную суть», не учиты вая ни значительности тем, избираемых поэтом, ни масштабности их решения. Иные рецензенты усматривали песси мизм в строках о нелегких раздум ьях, о трудной любви, не поняв подлинной оптимистичности смелого обращения Е. Стюарт к острым жизненным проти воречиям. Между тем обращение к т а ким сторонам жизни имело целью помочь бороться против всего, что нарушает гармонию действительности, создаваемой советскими людьми. Подчас рецензенты, забыв о специфике искусст ва, простодушно принимали декларатив ную трескотню, наспех зарифмованное дешевое бодрячество за подлинную поэзию. В 1943 году Е. Стюарт написала сти хотворение, начинающееся скорбной строфой: Мы научились покидать Родное теплое жилищ е 1 И горсть земли с собою брать На разоренном пепелище. Но в двух последних строфах проис ходит неожиданный поворот темы: поэт задумывается о том, чему предстоит — и обязательно! — научиться в будущем: ' Мы н аучили сь не слабеть, Когда томят и гр усть, и усталь... Но мы долж ны еще суметь , Особым овладеть искусством : П о сти гн уть , в горе не сгорев. Вновь, — через все, что переж ито,— И песню птицы на заре, И прелесть почки нераскрытой. Вряд ли невыносимо трудные будни войны способствовали тому, чтобы по достоинству оценить значительность этих строк, глубину заключенной в них мысли. До песен ли птиц на заре, до любования ли нераскрытой почкой было в те годы, когда реш ался вопрос жизни и смерти каждого, когда реш ался вопрос будущего всего советского народа, всего человечества. Но сегодня, вчитываясь в строки, на писанные более тридцати лет назад, мы должны отдать должное прозорливости поэта, провидевшего потребность сохра нить в душе, обожженной огнем небы валой ,войны, человеческие чувства, «особым овладеть искусством» — воспри нимать красоту жизни, неповторимость ее красок. Послевоенное творчество Е. Стюарт пронизано восхищением красотой мира. Войди в мой мир и ты его полюбиш ь: Он полон той особой тиш ины . Когда видны невидимые глуби И шорохи неслышные слышны . Так начинается восьмистрочное сти хотворение, которым открывается книга Е. Стюарт «На заветных моих островах» (Новосибирск, 1973). Его можно без н а тяж ки назвать программным во многих отношениях. Приглашая в мир заветных островов, обещая помочь увидеть неви димое и услышать неслышимое, поэт рискует навлечь на себя упреки — не слишком ли широко он замахнулся, не чересчур ли много «берет на себя»? Но, думается, автор требует от чита теля тоже не так мало, к ак может по казаться: надо войти в мир художника, а не только в мир заветных островов. Это — непростая задача, и, только вы полнив ее, можно рассчитывать на со причастность к открытию неведомого. Но если первая строфа звучит как приглашение в чудесный, поистине ска зочный край, то заклю чительная преду преждает — увеселительной прогулки «на лоно природы» не будет: И если ты уло виш ь отзвук смеха И ль отзвук боли в лиственной глуш и, То — ж изнь моя откли к н ула сь как эхо На зов чужой, но при стальной душ и. Удивительны эти два рядом стоящих эпитета — « ч у ж а я » , но « п р и с т а л ь н а я душа». Не б л и зк а я— тут прямо сказано, что «чужая», но п р и с т а л ь - н а я, то есть внимательная, чуткая, способная постичь боль и радость ближ них. Природа в стихах Е. Стюарт — чут кий инструмент человеческого общения, порой именно она раскрывает самое сокровенное, самое чистое в людских сердцах. Для Е. Стюарт характерна истовая влюбленность в жизнь, жи знь в самых разнообразных ее проявлениях. Она готова вглядываться в такие мелочи, что невольно подумаешь: ну что там увидишь! А она, оказывается, видит, и не только видит, но и мне, читателю, показывает — вот к ак ая прелесть, толь ко всмотреться нужно.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2