Сибирские огни, 1976, №9
Он в сорок пятом шел назад. Большой войны простой солдат. Он шел домой в апреле. Он ранен был, остался жив И шел, за пояс заложив Пустой рукав шинели. . Нетрудно угадать и военную биогра фию колхозного бригадира: Как ночью перед боем командиру, Не задремать сегодня бригадиру. Рассвет далек, и лист не шевелится.,. Настойчиво напоминая фронт, Сторожевые зоркие зарницы. Не торопясь, обходят горизонт. Пожалуй, еще более показательно не сходство биографий героев, а их воспри ятие сегодняшнего мирного труда как продолжения вчерашнего боевого подви га. Фронтовик, избранный на пост пред седателя колхоза, «понял... что остался бойцом, только взявшим иное оружье...» Столь же недвусмысленно заверш ает ся автором стихотворение «Бригадир»: «И вот колхоз родимый бригадиру вдруг линией предстал передовой, где нынче он стоит на вахте мира — советского на рода рядовой». Плакатность этих строк, их откровен ная декларативность, столь чуждая твор ческой манере Е. Стюарт, имеют свои корни. Трудно было надеяться, что без «из держек» произойдет «поворот» поэтов — причем «хороших и разных» — к новым темам. Причины этого явления были различны. Внутренний мир героев обри совывался с 'некоей «среднестатистиче ской» позиции: изображались общие черты и отодвигалось на второй план присущее только одному. И в прозе, и в поэзии явственно чувствовалась облег- ченность в изображении сложных конф ликтов, характерных для действитель ности тех лет. Сказалось и влияние теории бесконфликтности, против кото рой в начале пятидесятых годов высту пила литературная общественность стра ны. При этом нельзя сбрасывать со счета и то обстоятельство, что советские пи сатели, вместе со всем народом вынес шие тяготы войны, по-человечески спе шили скорее показать свершения, во имя которых такой дорогой ценой было уплачено за победу. Зачастую при этом желаемое выдавалось за действительное, отсюда — и декларативность, и грех опи- сательности, и иллюстративность многих эпизодов. Не избежала этого в цикле «На реке Терь» и Е. Стюарт, хотя были в ее сти хах бесспорные находки. Коня зарею росною, Как лен беловолос. Погнал баском по-взрослому На речку водовоз. Нельзя отказать этой строфе, открыва ющей стихотворение «Водовоз», в свое образной интонации, в душевной теплоте, с которой обрисован мальчишка, помо гающий колхозникам: * Пока идут каникулы. Он возит по утрам Речную воду с бликами Рассвета пополам. Но тут же автор сбивается на описа- тельность: Песок с водой да с глиною Смешают, разотрут. Сырец рядами длинными Расставят на ветру. Потом заложат в печь его, Чтоб в пламени обжечь... Налет описательности и декларатив ности, заметный такж е в поэме «Анна», помешал ей стать заметным явлением в поэзии тех лет; показательно, что, хотя в произведении упоминаются тра гические по своей сути события (поги бает на фронте муж Анны), оно в целом несет оттенок идилличности. И все же было бы неправильно рас ценивать цикл «На речке Терь» одно значно: при всех проторях, объяснимых и новизной материала, и поисками отве чающих ему средств выразительности, цикл свидетельствовал о стремлении поэта откликнуться на главные темы современности, о его желании своим творчеством участвовать в общенарод ном труде. Свойственное таланту Е. Стюарт ли рическое начало проявилось в стихах, образовавших впоследствии цикл «Одо- лень-трава». Первое из этих стихотво рений датировано 1948 годом. Еще ничто не предвещало Исчезновенья тишины. Еще предчувствие начала Не проникало даже в сны. Еще прикидывались вещи Совсем такими, как вчера... Очень важно это упоминание о вещах, что только «прикидываются совсем та кими, к ак вчера»,— всесильна власть высокой любви, способной изменить все вокруг; даже вещи подчиняются бурям человеческого чувства. ...молния уже металась В притихшей туче грозовой. Все ярче, все нетерпеливей Сверкала, силы не тая... И наконец-то грянул ливень!.. Так началась любовь моя. Цикл «Одолень-трава» — история все поглощающей и самоотверженной жен ской любви, преобразившей для любя щего сердца весь мир. Не муж, не брат... Но все, что сердце может Дарить другому, наполняясь вновь, Живет во мне. богатство мира множит И просто называется — любовь. В этом стихотворении слышится предощущение драмы — «путь К тебе моим путем не будет». Лирическая героиня предвидит, что «другая своего дождется срока и мимо окон, каблучком звеня, пройдет, не зная, к ак она жестока
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2