Сибирские огни, 1976, №9

Он в сорок пятом шел назад. Большой войны простой солдат. Он шел домой в апреле. Он ранен был, остался жив И шел, за пояс заложив Пустой рукав шинели. . Нетрудно угадать и военную биогра­ фию колхозного бригадира: Как ночью перед боем командиру, Не задремать сегодня бригадиру. Рассвет далек, и лист не шевелится.,. Настойчиво напоминая фронт, Сторожевые зоркие зарницы. Не торопясь, обходят горизонт. Пожалуй, еще более показательно не сходство биографий героев, а их воспри­ ятие сегодняшнего мирного труда как продолжения вчерашнего боевого подви­ га. Фронтовик, избранный на пост пред­ седателя колхоза, «понял... что остался бойцом, только взявшим иное оружье...» Столь же недвусмысленно заверш ает­ ся автором стихотворение «Бригадир»: «И вот колхоз родимый бригадиру вдруг линией предстал передовой, где нынче он стоит на вахте мира — советского на­ рода рядовой». Плакатность этих строк, их откровен­ ная декларативность, столь чуждая твор­ ческой манере Е. Стюарт, имеют свои корни. Трудно было надеяться, что без «из­ держек» произойдет «поворот» поэтов — причем «хороших и разных» — к новым темам. Причины этого явления были различны. Внутренний мир героев обри­ совывался с 'некоей «среднестатистиче­ ской» позиции: изображались общие черты и отодвигалось на второй план присущее только одному. И в прозе, и в поэзии явственно чувствовалась облег- ченность в изображении сложных конф ­ ликтов, характерных для действитель­ ности тех лет. Сказалось и влияние теории бесконфликтности, против кото­ рой в начале пятидесятых годов высту­ пила литературная общественность стра­ ны. При этом нельзя сбрасывать со счета и то обстоятельство, что советские пи­ сатели, вместе со всем народом вынес­ шие тяготы войны, по-человечески спе­ шили скорее показать свершения, во имя которых такой дорогой ценой было уплачено за победу. Зачастую при этом желаемое выдавалось за действительное, отсюда — и декларативность, и грех опи- сательности, и иллюстративность многих эпизодов. Не избежала этого в цикле «На реке Терь» и Е. Стюарт, хотя были в ее сти­ хах бесспорные находки. Коня зарею росною, Как лен беловолос. Погнал баском по-взрослому На речку водовоз. Нельзя отказать этой строфе, открыва­ ющей стихотворение «Водовоз», в свое­ образной интонации, в душевной теплоте, с которой обрисован мальчишка, помо­ гающий колхозникам: * Пока идут каникулы. Он возит по утрам Речную воду с бликами Рассвета пополам. Но тут же автор сбивается на описа- тельность: Песок с водой да с глиною Смешают, разотрут. Сырец рядами длинными Расставят на ветру. Потом заложат в печь его, Чтоб в пламени обжечь... Налет описательности и декларатив­ ности, заметный такж е в поэме «Анна», помешал ей стать заметным явлением в поэзии тех лет; показательно, что, хотя в произведении упоминаются тра­ гические по своей сути события (поги­ бает на фронте муж Анны), оно в целом несет оттенок идилличности. И все же было бы неправильно рас­ ценивать цикл «На речке Терь» одно­ значно: при всех проторях, объяснимых и новизной материала, и поисками отве­ чающих ему средств выразительности, цикл свидетельствовал о стремлении поэта откликнуться на главные темы современности, о его желании своим творчеством участвовать в общенарод­ ном труде. Свойственное таланту Е. Стюарт ли­ рическое начало проявилось в стихах, образовавших впоследствии цикл «Одо- лень-трава». Первое из этих стихотво­ рений датировано 1948 годом. Еще ничто не предвещало Исчезновенья тишины. Еще предчувствие начала Не проникало даже в сны. Еще прикидывались вещи Совсем такими, как вчера... Очень важно это упоминание о вещах, что только «прикидываются совсем та­ кими, к ак вчера»,— всесильна власть высокой любви, способной изменить все вокруг; даже вещи подчиняются бурям человеческого чувства. ...молния уже металась В притихшей туче грозовой. Все ярче, все нетерпеливей Сверкала, силы не тая... И наконец-то грянул ливень!.. Так началась любовь моя. Цикл «Одолень-трава» — история все­ поглощающей и самоотверженной жен­ ской любви, преобразившей для любя­ щего сердца весь мир. Не муж, не брат... Но все, что сердце может Дарить другому, наполняясь вновь, Живет во мне. богатство мира множит И просто называется — любовь. В этом стихотворении слышится предощущение драмы — «путь К тебе моим путем не будет». Лирическая героиня предвидит, что «другая своего дождется срока и мимо окон, каблучком звеня, пройдет, не зная, к ак она жестока

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2